17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
18.01.2012
Неоткрытая Чехия. Оркестр и хор MusicAeterna представляют неизвестные страницы в истории чешской музыки

О КОНЦЕРТЕ

20 января в 19.00 в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского прозвучат редко исполняемые в России произведения четырех чешских композиторов — Яна Дисмаса Зеленки, Франца Кроммера (он же Франтишек Крамарж), Богуслава Мартину и Владимира Годара. Выступают: оркестр MusicAeterna под управлением дирижера Валентина Урюпина и  камерный хор MusicAeterna во главе с хормейстером Виталием Полонским. Приглашенный солист концерта — Георгий Мансуров (кларнет).

По словам дирижера Валентина Урюпина, ведущую роль в формировании программы концерта сыграл фактор неожиданности. Авторам проекта хотелось представить широкий спектр музыки Чехии, обладающей репутацией одного из главных музыкальных центров Европы, но уйти от расхожих клише. В списке нет широко известных имен, таких как Антонин Дворжак, Берджих Сметана или Леош Яначек. Но каждый из заявленных композиторов представляет важную страницу в истории чешской музыкальной культуры.

ОБ ОЖИДАНИЯХ

Валентин Урюпин, дирижер, солист (кларнет):

—  Любой чешский композитор тесно связан с народным мелосом. Возможно, только в период венского классицизма народные корни влияли на композиторов в меньшей степени. Чехи очень любят свою музыку. У них все прилавки музыкальных магазинов завалены дисками национальных композиторов, о многих мы и понятия не имеем. К тому же чехи стараются поддерживать своих молодых авторов и регулярно исполняют новые сочинения.

Виталий Полонский, хормейстер:

— У кантаты Богуслава Мартину, название которой можно перевести как «Очищение источников», нетривиальная композиция: в составе исполнителей есть чтец. Хор поет на языке оригинала — на чешском, а чтец ведет свой прозаический рассказ на русском. Аналогичным образом, как правило, исполняется опера-оратория Игоря Стравинского «Царь Эдип»:  прозаический текст артисты произносят на языке той страны, где играется спектакль. В кантате Мартину речь идет об очищении колодцев, и они служат метафорой источников, из которых черпается сама жизнь. Отдельная сюжетная линия — о том, как дети чистили эти колодца: автор поднимает тему сострадания, воли и ответственности. Лично меня это произведение подкупает славянской тональностью, очень понятной нам, ведь мы с чехами, как и с украинцами, находимся примерно на одной эмоциональной волне.

О КОМПОЗИТОРАХ

Ян Дисмас Зеленка (1679 – 1745)

Произведение из программы концерта: Miserere (Psalm 50), ZWV 57

Один из крупнейших композиторов эпохи барокко, мастер контрапункта, скрипач и первый музыкант в истории Чехии, использовавший в качестве стихотворной основы для создания духовных произведений тексты не только на латинском, но и на родном языке. Не был по достоинству оценен современниками и вплоть до середины ХХ века, пока его музыку заново не открыли исполнители-аутентисты, оставался известен только узкому кругу специалистов. Автор почти 300 светских и духовных произведений, из которых наиболее значимыми признаны его мессы.

Франц Кроммер (Франтишек Крамарж) (1759 – 1831)

Произведение из программы концерта: Концерт для 2-х кларнетов с оркестром, Oр.35

Франтишек Крамарж, более известный под германизированным именем Франц Кроммер, один из самых популярных композиторов Австрийской империи конца ХVIII - начала XIX века. При жизни считался конкурентом Людвига ван Бетховена, в особом почете были его струнные квартеты. Сегодня воспринимается как предтеча стиля бидермайер в музыке. В настоящее время произведения Кроммера, написавшего более 300 произведений, опубликованы многими ведущими европейскими и американскими издательствами.

Богуслав Мартину (1890 – 1959)

Произведение из программы концерта: Otvírání studánek («Очищение источников») для женского хора и инструментального ансамбля

Ведущий чешский композитор ХХ века, скрипач, один из главных симфонистов ХХ века, апологет «нового лиризма», глубоко преданный национальным традициям. Автор 6 симфоний, 15 опер, 14 балетов и немалого количества оркестровых, камерных, вокальных произведений.

Владимир Годар  (р. 1956)

Произведение из программы концерта: Concerto grosso для 12 струнных инструментов и клавесина. Российская премьера!

Один из ведущих современных словацких композиторов, педагог, автор саундтреков к 14 фильмам, трех книг по истории музыки, множества очерков и энциклопедических статей, посвященных словацким композиторам прошлого. Регулярно сотрудничает с чешской авангардной актрисой, певицей, скрипачкой и композитором Ивой Биттовой.

 

поиск