Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
09.02.2012
Теодор Курентзис — 1 год в Перми

Год назад, 10 февраля 2011 года, оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса дебютировал в Перми с симфонической программой, целиком посвященной Вольфгангу Амадею Моцарту.

10 февраля 2012 года в 19.00 оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана, Седьмую симфонию Сергея Прокофьева и The Chairman Dances, фокстрот для симфонического оркестра современного американского композитора Джона Адамса. За фортепиано — один из ведущих российских пианистов и победитель престижных международных конкурсов имени Шумана и имени Шуберта, солист Московской государственной филармонии Михаил Мордвинов.

Прошлогодний концерт, символизировавший инаугурацию Теодора Курентзиса в статусе художественного руководителя Пермского академического театра оперы и балета имени      П. И. Чайковского, пресса единодушно определила как знаковое событие.

О ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА 10 ФЕВРАЛЯ

Лейтмотив концерта 10 февраля Теодор Курентзис обозначил двумя фразами: «Слушая эти произведения, испытываешь необыкновенный подъем. Хочется жить!». Живость, образность, динамичность и смелые контрасты определяют характер каждого из трех представленных произведений.

Концерт для фортепиано с оркестром (1841–1845) является эмблематическим в творчестве Роберта Шумана. В нем отразилось разнообразие художественного мира композитора-романтика, которому свойственны мятежный дух и тонкий лиризм, героический пафос и скрытая ирония. 

Роберт Шуман (1810 – 1856) — композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик и литературный редактор. Яркий представитель немецкого романтизма первой половины XIX века, автор многочисленных романсов и песен на стихи немецких поэтов-романтиков. С 13 лет выступал как пианист, но повредил руку и потерял возможность быть концертирующим музыкантом. В 24 года основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» (Neue Zeitschrift für Musik), в котором исполнял обязанности редактора и критика, выступая под разными псевдонимами. В 1840-м женился на выдающейся пианистке Кларе Вик, которая стала его партнером по сцене. С начала 1850-х годов страдал нервным расстройством.

Седьмая симфония до-диез минор, ор. 131 (1952) — последнее крупное произведение Сергея Прокофьева. Изначально композитор прочил симфонии название «Юношеская», однако в процессе работы пересмотрел концепцию, построив ее на идее «связи времен» и самоцитировании. Мужественные образы в симфонии соседствуют с нежными, сказочные — с актуальными. Седьмая симфония является одним из самых часто исполняемых произведений Прокофьева.

Сергей Прокофьев (1891 – 1953) — один из самых значительных и наиболее часто исполняемых композиторов ХХ века, выдающийся пианист, дирижер. В 1918 году уехал из России на гастроли. Заграничное концертное турне (Япония, Америка, Европа, Куба) обернулось для него 15-летней эмиграцией и творческим взлетом — в этот период Прокофьев написал свои лучшие произведения. В 1936-м вернулся на родину, где его произведения были отмечены шестью Сталинскими премиями. В печально известном Постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года о формализме в музыке был квалифицирован как «антинародный» композитор.

13-минутная пьеса «Танцы Председателя» (The Chairman Dances, фокстрот для симфонического оркестра (1985)), как правило, исполняется как самостоятельное произведение, хотя изначально являлась вставным элементом оперы «Никсон в Китае» (1987), которую Джон Адамс, следуя предложению режиссера Питера Селларса, написал по мотивам визита американского президента Ричарда Никсона в Китай в 1972 году. В «Танцах» отражена одна из сцен официального приема: когда китайский лидер Мао Цзедун танцует со своей невестой, киноактрисой Цзян Цин.

Обладатель Пулитцеровской премии (2003) за хоровое сочинение «На переселение душ» (2002), написанное по заказу Нью-Йоркской филармонии и Линкольн-центра в память о жертвах теракта 11 сентября 2001 года,  дирижер и кларнетист Джон Адамс (р. 1947) признан одним из самых влиятельных композиторов современности. Считается продолжателем идей Стива Райха и Филипа Гласса, обычно причисляется к направлению «постминимализм».

Впервые обратил на себя внимание широкой музыкальной общественности в 1978 году, представив септет для струнных Shaker Loops, отмеченный критиками за оригинальность стиля. Премьера Фисгармоний для симфонического оркестра и хора (1980-1981) закрепила за Джоном Адамсом статус крупномасштабной фигуры в мировом музыкальном ландшафте. Но настоящая слава пришла к композитору после того, как он в соавторстве с либреттисткой Алисой Гудман написал оперу «Никсон в Китае» (1987) —  о встрече президента США Ричарда Никсона с китайским лидером Мао Цзедуном в 1972 году. Затем последовали и другие оперы на злободневные темы, расколовшие культурную общественность на два непримиримых лагеря, в частности: «Смерть Клингхоффера» (1991) — о захвате пассажирского теплохода палестинскими террористами в 1985 году; «Доктор Атомик» (2005) — о Манхэттенском проекте по созданию и испытаниям атомной бомбы и ее создателе  Роберте Оппенгеймере.  
 

поиск