Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
04.12.2012
Театр готовится к премьере оперы «Малахитовая шкатулка»

9 и 11 декабря в 12:00 и 15:00 Пермский театр оперы и балета представит первую в текущем сезоне премьеру для всей семьи — оперу-сказ «Малахитовая шкатулка» на музыку композитора Дмитрия Батина, главного хормейстера театра. Билеты на декабрьские показы новой оперы разлетелись еще до старта официальной рекламной кампании. Причины ажиотажа понятны: во-первых, «Малахитовая шкатулка» будет интересна зрителям любого возраста, во-вторых — автор оперы на уральскую тему — пермский композитор.

Постановщики спектакля отмечают главную черту знаменитых сказов Бажова — их многослойность. Опера также построена на эклектике стилей, фактов, образов. Бытовые сцены соседствуют с фантастическими, предметы из реальной жизни — с выдуманными, метафорическими. Все это сделано сознательно, чтобы расширить пространство для воображения. «Малахитовая шкатулка» — второе оперное произведение Дмитрия Батина, поставленное на сцене театра и вторая совместная работа композитора с режиссером Ольгой Эннс (первым была опера «Призраки Рождества», премьера 2010 года).

В основу либретто положены два сказа Павла Бажова из знаменитого сборника «Малахитовая шкатулка». В прошлом веке волшебные истории о могущественной Хозяйке Медной горы и уральских старателях-камнерезах были излюбленным материалом для кинематографистов (Александр Птушко, Константин Ершов) и композиторов (Сергей Прокофьев, Кирилл Молчанов), но в последние годы интерес к ним угас.

Сегодня композитор и главный хормейстер Пермской оперы Дмитрий Батин заново открыл самобытную красоту и поэтичность сказов Бажова. Режиссер Ольга Эннс и художник Галя Солодовникова поставили «страшную сказку для семейного просмотра», создав на сцене волнующую пограничную атмосферу двух миров — бытового и фантастического.

Дмитрий Батин, композитор, хормейстер-постановщик:

— Тематика уральских сказов Бажова по духу близка музыкальному наследию Николая Римского-Корсакова. В операх «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством» очень тесно сосуществуют два мира: фантастический и бытовой. Но, в отличие от Римского-Корсакова, у Бажова уклон идет в сторону быта, описаны судьбы людей из народа, жестокое и несправедливое отношение к крестьянам.

В опере Хозяйка Медной горы поначалу очень холодная, отстраненная, и в музыке это передают красивые, но колючие интонации. Во втором действии в ней просыпаются материнские чувства, и я в гармониях и оркестровке постарался добавить теплоты. Хозяйка Медной горы становится более очеловеченной, а ее холодность передается Танюше.

Ольга Эннс, режиссер-постановщик:

— В опере «Малахитовая шкатулка» мы будем разговаривать со зрителями современным сценическим языком, в котором есть место и дизайнерским решениям, и видеопроекции, и гротеску, и ироническим подтекстам.

В спектакле нет четких исторических рамок: он построен на эклектике стилей, фактов, образов. Бытовые сцены соседствуют с фантастическими. Есть предметы из реальной жизни, а есть выдуманные, метафорические. Все это сделано сознательно, чтобы расширить пространство для развития идеи.

Мне кажется, наш спектакль получился очень многослойным, при этом достаточно легким и веселым. В этом немало помогает музыка оперы: запоминающаяся и в то же время с разнообразными реминисценциями из мировой классики и популярных мелодий. Ни детям, ни взрослым скучать не придется.

Галя Солодовникова, художник-постановщик:

— В любом спектакле художественное решение — это метафора, а в ориентированном на взрослую аудиторию, — целая совокупность сложных смыслов. Так что ты всегда должен помнить о том, что твой прием может получить множество интерпретаций. Что касается спектакля для детей, то в нем дополнительных подтекстов в разы меньше. Например, в «Малахитовой шкатулке» я работаю в белом граненом, холодном стиле. Взрослого зрителя это может навести на сложные ассоциации, в то время как юная публика увидит, прежде всего, красоту. На самом деле это то, чего бы мне хотелось от зрителей в первую очередь.

Мне хотелось сделать дизайнерское, а не «нарядное» решение — через интересные пропорции пространства, через большие плоскости, а не множество мелких деталей. Поэтому в нашем спектакле образ Хозяйки Медной горы выражается через геометрию — камней, сталактитов, самоцветов. Чтобы она ассоциировалась не только с малахитом как драгоценным камнем, а вообще воспринималась как душа гор.

поиск