19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Ноябрь
03.06.2013
«Этот фестиваль — другой». Итоги Дягилевского фестиваля 2013

«27 событий, более 400 артистов, около 14 тысяч зрителей, более 40 часов музыки и 2 пропавшие фуры с декорациями», — так полушутя-полусерьезно подвел итоги Дягилевского фестиваля—2013 его генеральный продюсер Марк де Мони, предваряя концерт Фестивального оркестра.

Вчера вечером, 2 июня, Международный фестиваль искусств имени великого импресарио завершился в Перми фееричным исполнением основополагающей для ХХ века партитуры — «Весны священной» Игоря Стравинского. Так маэстро Теодор Курентзис и Фестивальный оркестр, в состав которого были приглашены музыканты из России и стран Европы, отметили столетие со дня премьеры этого культового сочинения.

Столетие «Весны священной»

Как и все фестивальные площадки в минувшие девять дней, Пермский театр оперы и балета 2 июня был полон. Как и сто лет назад в парижском Театре Елисейских полей на балетной премьере «Весны священной», публика с волнением ждала первых аккордов. К скандалу, подобному тому, что случился в 1913 году, не готовились, но чего-то особенного от музыкального действа ждали. В духе Дягилева. И в духе Курентзиса.

Маэстро Курентзис уже второй год подряд объединяет на Дягилевском фестивале исполнителей, равно успешных как на оркестровом, так и на сольном поприще. В этом году в состав Фестивального оркестра вошли музыканты из оркестра MusicAeterna, Российского национального оркестра, Московского Ансамбля Современной Музыки, Духового оркестра Барселоны, оркестра Белградской филармонии и пр.

Фестивальный оркестр. Фото Алексея Гущина
Фестивальный оркестр. Фото Алексея Гущина

Они исполнили два сочинения: Концерт для оркестра Белы Бартока и «Весну священную» Игоря Стравинского. А неожиданным финалом программы стал исполненный на бис «Дон Жуан» Рихарда Штрауса.

Ключевым звеном программы стала, конечно, «Весна священная». И публика приняла ее со страстью. Непревзойденное исполнение легло на подготовленную ожиданием почву: даже меломаны со стажем не помнят, чтобы это сочинение прежде когда-либо звучало в Перми.

Генеральный продюсер Дягилевского фестиваля Марк де Мони:
— Одним из главных достижений Дягилевского фестиваля этого года можно считать то, что нам удалось создать привилегированное пространство, где время течет по-другому. Интересным открытием последнего фестивального дня стала публика, пришедшая на «Весну священную». Это новый, даже как-то по-особому думающий и воспринимающий зритель.

Итоги Дягилевского фестиваля—2013

На минувшем Дягилевском фестивале трудились магистранты факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Их интервью с участниками: Ромео Кастеллуччи, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской и другими, а также рецензии на события вы можете прочитать в разделе «Новости и дневники» на сайте Дягилевского фестиваля. Визуальное и текстовое сопровождение фестиваля вел медиапортал о культуре Colta.ru — там материалы идут под грифом «Сделано в Перми».

В этом году зрители фестиваля увидели одну из последних премьер итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи — «Ресторан «Времена года». Правда, представление состоялось в стесненных условиях: по дороге из Италии в Россию две фуры с декорациями потерялись, и артисты сыграли лишь одно отделение. Впрочем, это не помешало спектаклю произвести на публику неизгладимое впечатление.

Яркое послевкусие оставил LO REAL/ LE RÉEL/ THE REAL Израэля Гальвана — испанского хореографа и танцовщика фламенко. Загипнотизированная хореографией и пластикой артистов, публика стоя приветствовала этот музыкально-танцевальный перформанс на тему преследования цыган в период Второй мировой войны.

Lo Real. Израэль Гальван. Фото Алексея Гущина
Израэль Гальван. Фото Алексея Гущина

В рамках фестиваля состоялась долгожданная премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии английского классика, сэра Кеннета Макмиллана. На представлении побывала вдова и наследница авторских прав хореографа, леди Дебора Макмиллан. Те, кто не попал на открытие фестиваля, смогут увидеть новинку Пермского балета 20, 22 и 23 июня. Или ограничиться фоторепортажем с премьеры.

Подводя итоги фестиваля, стоит добавить, что новый импульс развития получила Премия Дягилева. Более четко были сформулированы критерии отбора номинантов. Отныне члены жюри, выдвигающие спектакли на Премию, будут руководствоваться так называемым «русским аспектом» (подробнее), то есть речь пойдет о международных проектах, в которых русская и европейская культура встречаются и обогащают друг друга. Марк де Мони отмечает, что одной из целей на ближайшее будущее является поиск возможности представить спектакли лауреатов и номинантов Премии Дягилева на фестивале в Перми.

Еще одним специальным событием Дягилевского фестиваля—2013 стал показ фильма-спектакля «Серсо» режиссера Анатолия Васильева. Этот спектакль, поставленный в 1985 году, сыграл важнейшую роль в истории российского психологического театра. Обращенный сегодня к новому поколению зрителей с киноэкрана, он не теряет своей актуальности, о чем свидетельствует свежая рецензия театроведа Марины Давыдовой, помнящей «Серсо» того времени и посмотревшей на него в этом году новым взглядом.

Но абсолютными фаворитами фестиваля стали музыканты. Никогда прежде программа фестиваля не была столь насыщена концертами. Друг за другом следовали выступления авангардного Московского Ансамбля Современной Музыки и патриархов камерной вокальной музыки, британского The Hilliard Ensemble; сольные концерты выступающего только в исключительных случаях пианиста и композитора Антона Батагова (интервью резидента Дягилевского фестиваля—2013 журналу «Афиша») и активно гастролирующего Квартета им. Давида Ойстраха; премьера сочинения одного из ведущих отечественных композиторов Владимира Николаева, выступление «питерских вольнодумцев» из группы «АукцЫон» и концерт Алексея Любимова с оркестрантами из MusicAeterna; сольный концерт пианистки Юлианны Авдеевой, прозванной западными меломанами «русской Жорж Санд», и игровой концерт под руководством пианиста и куратора Алексея Гориболя «Приношение Бенджамину Бриттену» (к 100-летию со дня рождения композитора) с участием тенора Эндрю Гудвина и коллектива Пермской хоровой капеллы мальчиков; выступление ведущего немецкого органиста Ульферта Смидта, посланника Года Германии в России, и мистериального представления «Кали-Юга», впитавшего черты джаза, академической музыки и индийской культуры.

Приношение Бенджамину Бриттену. Фото Алексея Гущина
Приношение Бенджамину Бриттену. Фото Алексея Гущина

Общие впечатления от фестиваля выразил в своем интервью Роланд Дири, генеральный менеджер Ensemble Modern, во второй раз приезжающего на Дягилевский фестиваль:
— Я чувствую, что этот фестиваль — несмотря на то, что он проходит здесь каждый год подобно многим другим ежегодным фестивалям в Европе — другой. У меня есть ощущение, что он очень открытый. Я имею в виду атмосферу и всю ситуацию, которая происходит здесь. Все это очень интересно для нас. Это отличный опыт. Любопытно, как здесь вновь начинают раскрываться давно созданные произведения, например, «Ромео и Джульетта».

Программа Дягилевского фестиваля—2014

По прогнозам генерального продюсера Дягилевского фестиваля Марка де Мони, анонсировать программу фестиваля на 2014 год можно будет уже осенью. На сегодняшний день известно, что среди событий фестиваля планируется долгожданная сценическая премьера оперы Nosferatu Дмитрия Курляндского: в постановке дирижера Теодора Курентзиса, режиссера Теодороса Терзопулоса, художника Янниса Кунеллиса с участием легендарной Аллы Демидовой и Натальи Пшеничниковой. Это произведение — тот уникальный случай в современной российской практике, когда театр выступает инициатором создания новой оперы, начиная с заказа музыки и заканчивая постановкой.

Очевидно, что некоторые фестивальные события уже вошли в хорошую традицию. Это и участие Пермского балета с премьерой новой постановки, и выступление Фестивального оркестра, и концерт франкфуртского Ensemble Modern с ни с чем не сравнимой программой современной музыки. Все эти параметры по возможности, обещает Марк де Мони, будут соблюдены при формировании программы фестиваля следующего года.

Марк де Мони:
— Я не очень верю в долгоиграющий успех тематических фестивалей. Главные критерии, которых мы стараемся придерживаться при составлении программы Дягилевского фестиваля, это разнообразие форм и жанров театрального и музыкального искусства и высокий исполнительский уровень участников. Одним словом, мы выбираем самое яркое и знаменательное из того, что появилось за последнее время. И возможно, многое из того, что публика Дягилевского фестиваля увидит в 2014 году, пока еще не создано, но появится уже в ближайшее время.

Художественный руководитель Дягилевского фестиваля, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, лауреат пяти премий «Золотая маска», Кавалер Ордена Дружбы Теодор Курентзис:
— Опыт «Весны священной» — то, как неоднозначно она была принята публикой сто лет назад, но какую роль сыграла в музыкальной истории ХХ века — показывает, что сегодня мы не должны идти проторенными путями, нам нужно найти дорогу, которая приведет нас в будущее, о котором мы пока ничего не знаем. Нам стоит научиться различать в сегодняшних спектаклях предтечи искусства будущего. Возможно, это немного страшно, опасно, необычно, но такие акции необходимы, чтобы разбудить общество.

Смотреть все фото с Дягилевского фестиваля 2013

поиск