17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
  • Ноябрь
12.08.2013
Оперный сезон откроется в Перми громкой премьерой «Королевы индейцев» Пёрселла

Оперный сезон откроется в Перми громкой премьерой, которую готовит международная команда сразу трех крупных театров: 25 сентября на сцене Пермской оперы будет представлена «Королева индейцев» Генри Пёрселла в новой версии известного театрального режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса. В создании спектакля примут участие Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Королевский театр (Teatro Real, Мадрид) и Английская национальная опера (English National Opera, Лондон). Постановочная команда во главе с Селларсом уже прибыла в Пермь; активная работа над спектаклем продлится полтора месяца.

У поклонников Пермского театра оперы и балета есть уникальная возможность первыми увидеть премьеру, которая обещает стать одним из самых ярких событий грядущего театрального сезона: премьерные спектакли на пермской сцене состоятся 25, 27, 28, 29 сентября, а также 1 и 2 октября. Европейская публика увидит оперу в ноябре — на сцене Королевского театра в Мадриде.

«Королева индейцев» станет вторым совместным проектом Селларса и Курентзиса после оперного диптиха «Иоланта/Персефона», который был представлен в Мадриде в 2012 году.

Питер Селларс, получивший широкое признание благодаря своим необычным интерпретациям оперной классики, и дирижер-экспериментатор Теодор Курентзис дополнят недописанную Пёрселлом «Королеву индейцев» фрагментами из других произведений композитора. В новой версии либретто арии перемежаются монологами из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр The Lost Chronicles of Terra Firma/ («Затерянные хроники terra firma»), написанного в 1980-х годах в разгаре революции в Никарагуа. В повествовании Агиляр, как и в «Королеве индейцев», речь идет о временах Конкисты.

Питер Селларс. Фото Антона Завьялова
Режиссер Питер Селларс. Фото Антона Завьялова

В опере «Королева индейцев» в центре истории — судьба дочери вождя племени майя, которая попадает к военачальнику испанской армии в качестве военного трофея. Мысли о мести завоевателям постепенно уступают место трагической любви жертвы к своему палачу. В то время как «индейская королева» рожает своему мужу детей, испанцы продолжают жестоко истреблять ее родной народ. Ждать помощи неоткуда — надежда только на богов.

Один из крупнейших английских композиторов, «британский Орфей», Генри Пёрселл создал оперу «Королева индейцев» в 1695 году. В этом же году Пёрселл умер, не завершив произведение, которое стало высшим достижением зрелого мастера. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, расцвета театра, преследовавшегося ранее, во времена Кромвеля. Период английской истории, начавшийся с восхождения на престол короля Чарльза II в 1660 году и продлившийся до конца XVII века, называют золотой эрой Английской музыки.

Питер Селларс, режиссер:

— Опера «Королева индейцев» всегда была произведением, которое я очень глубоко чувствовал; на протяжении 25 лет я хотел реализовать этот проект. Это последнее произведение Пёрселла; он умер совсем молодым, в 35 лет. И, что удивительно, музыка этой оперы очень близка музыке последних произведений другого великого композитора, Моцарта. В музыке «Королевы индейцев» вы чувствуете «Волшебную флейту», Реквием Моцарта. Вы ощущаете эту темную, глубокую, очень грустную, трагическую чувствительность, которая наполнена внутренним светом и надеждой. Как и Реквием Моцарта, музыка этой оперы Пёрселла — путь от тьмы к свету. И как «Волшебная флейта», «Королева индейцев» наполнена верой в магию.

Для того чтобы воссоздать представления о культуре Мексики в Англии 1695 года, нам необходимо было найти особые, прекрасные образы. Мы живем в «буквальное» время CNN и 24-часовых новостей, поэтому мы воспринимаем всё буквально, забывая, что Англия XVII века — метафористична, поэтична. В «Королеве индейцев» речь идет не о буквальных Перу и Мексике; это метафора столкновения двух культур, встречи двух миров, а также разделения человеческого сердца — и континента — на две части. Музыка Пёрселла отвечает этим глубоким метафорам. И мы тоже не воспринимаем ничто буквально, позволяя богам майя врываться в сны героев, а значит, существовать.

Главные партии в спектакле исполняют приглашенные международные оперные звезды и солисты Пермского театра оперы и балета, массовые сцены исполняют артисты хора MusicAeterna. Причем, как подчеркивает режиссер, одни и те же артисты будут петь и партии индейцев и партии испанцев, что позволит им самим изнутри постановки прочувствовать трагедию.

Визуальное оформление для оперы создает Гронк — художник из Лос-Анджелеса, на творчество которого, по его словам, повлияли полотна немецких экспрессионистов, творения граффити-художников, мультфильмы, а также народные искусства древних цивилизаций.

Фрески Гронка находятся во многих известных зданиях США, в числе которых Национальный латиноамериканский культурный центр в Альбукерке. Прежде Гронк уже работал над оформлением спектаклей в театрах Санта Фе (Santa Fe Opera), Лос-Анджелеса (Los Angeles Opera), Latino Theater Company и театральной компании East West Players.

Сценография спектакля основана на символьной и цветовой орнаментике племени майя и Сапатистской армии — национально-освободительного движения, основанного в Мексике в 1994 году. Фоном для действия оперы «Королева индейцев» будут служить масштабные полотнища, раскрашенные в разные интенсивные цвета. По ходу спектакля полотна приходят в движение, и у зрителя возникает ощущение ожившей, «задышавшей» картины.

Генеральный спонсор постановки — компания «Прогноз»

поиск