Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
12.08.2013
Оперный сезон откроется в Перми громкой премьерой «Королевы индейцев» Пёрселла

Оперный сезон откроется в Перми громкой премьерой, которую готовит международная команда сразу трех крупных театров: 25 сентября на сцене Пермской оперы будет представлена «Королева индейцев» Генри Пёрселла в новой версии известного театрального режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса. В создании спектакля примут участие Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Королевский театр (Teatro Real, Мадрид) и Английская национальная опера (English National Opera, Лондон). Постановочная команда во главе с Селларсом уже прибыла в Пермь; активная работа над спектаклем продлится полтора месяца.

У поклонников Пермского театра оперы и балета есть уникальная возможность первыми увидеть премьеру, которая обещает стать одним из самых ярких событий грядущего театрального сезона: премьерные спектакли на пермской сцене состоятся 25, 27, 28, 29 сентября, а также 1 и 2 октября. Европейская публика увидит оперу в ноябре — на сцене Королевского театра в Мадриде.

«Королева индейцев» станет вторым совместным проектом Селларса и Курентзиса после оперного диптиха «Иоланта/Персефона», который был представлен в Мадриде в 2012 году.

Питер Селларс, получивший широкое признание благодаря своим необычным интерпретациям оперной классики, и дирижер-экспериментатор Теодор Курентзис дополнят недописанную Пёрселлом «Королеву индейцев» фрагментами из других произведений композитора. В новой версии либретто арии перемежаются монологами из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр The Lost Chronicles of Terra Firma/ («Затерянные хроники terra firma»), написанного в 1980-х годах в разгаре революции в Никарагуа. В повествовании Агиляр, как и в «Королеве индейцев», речь идет о временах Конкисты.

Питер Селларс. Фото Антона Завьялова
Режиссер Питер Селларс. Фото Антона Завьялова

В опере «Королева индейцев» в центре истории — судьба дочери вождя племени майя, которая попадает к военачальнику испанской армии в качестве военного трофея. Мысли о мести завоевателям постепенно уступают место трагической любви жертвы к своему палачу. В то время как «индейская королева» рожает своему мужу детей, испанцы продолжают жестоко истреблять ее родной народ. Ждать помощи неоткуда — надежда только на богов.

Один из крупнейших английских композиторов, «британский Орфей», Генри Пёрселл создал оперу «Королева индейцев» в 1695 году. В этом же году Пёрселл умер, не завершив произведение, которое стало высшим достижением зрелого мастера. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, расцвета театра, преследовавшегося ранее, во времена Кромвеля. Период английской истории, начавшийся с восхождения на престол короля Чарльза II в 1660 году и продлившийся до конца XVII века, называют золотой эрой Английской музыки.

Питер Селларс, режиссер:

— Опера «Королева индейцев» всегда была произведением, которое я очень глубоко чувствовал; на протяжении 25 лет я хотел реализовать этот проект. Это последнее произведение Пёрселла; он умер совсем молодым, в 35 лет. И, что удивительно, музыка этой оперы очень близка музыке последних произведений другого великого композитора, Моцарта. В музыке «Королевы индейцев» вы чувствуете «Волшебную флейту», Реквием Моцарта. Вы ощущаете эту темную, глубокую, очень грустную, трагическую чувствительность, которая наполнена внутренним светом и надеждой. Как и Реквием Моцарта, музыка этой оперы Пёрселла — путь от тьмы к свету. И как «Волшебная флейта», «Королева индейцев» наполнена верой в магию.

Для того чтобы воссоздать представления о культуре Мексики в Англии 1695 года, нам необходимо было найти особые, прекрасные образы. Мы живем в «буквальное» время CNN и 24-часовых новостей, поэтому мы воспринимаем всё буквально, забывая, что Англия XVII века — метафористична, поэтична. В «Королеве индейцев» речь идет не о буквальных Перу и Мексике; это метафора столкновения двух культур, встречи двух миров, а также разделения человеческого сердца — и континента — на две части. Музыка Пёрселла отвечает этим глубоким метафорам. И мы тоже не воспринимаем ничто буквально, позволяя богам майя врываться в сны героев, а значит, существовать.

Главные партии в спектакле исполняют приглашенные международные оперные звезды и солисты Пермского театра оперы и балета, массовые сцены исполняют артисты хора MusicAeterna. Причем, как подчеркивает режиссер, одни и те же артисты будут петь и партии индейцев и партии испанцев, что позволит им самим изнутри постановки прочувствовать трагедию.

Визуальное оформление для оперы создает Гронк — художник из Лос-Анджелеса, на творчество которого, по его словам, повлияли полотна немецких экспрессионистов, творения граффити-художников, мультфильмы, а также народные искусства древних цивилизаций.

Фрески Гронка находятся во многих известных зданиях США, в числе которых Национальный латиноамериканский культурный центр в Альбукерке. Прежде Гронк уже работал над оформлением спектаклей в театрах Санта Фе (Santa Fe Opera), Лос-Анджелеса (Los Angeles Opera), Latino Theater Company и театральной компании East West Players.

Сценография спектакля основана на символьной и цветовой орнаментике племени майя и Сапатистской армии — национально-освободительного движения, основанного в Мексике в 1994 году. Фоном для действия оперы «Королева индейцев» будут служить масштабные полотнища, раскрашенные в разные интенсивные цвета. По ходу спектакля полотна приходят в движение, и у зрителя возникает ощущение ожившей, «задышавшей» картины.

Генеральный спонсор постановки — компания «Прогноз»

поиск