20 октября 2019
Сегодня
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Ноябрь
25.03.2014
Пермский театр оперы и балета встречает весну красочным балетом-сказкой

Пермский театр оперы и балета встречает весну красочным балетом-сказкой «Голубая птица и принцесса Флорина». Мировая премьера спектакля состоится на сцене Пермского театра 28 и 29 марта, а также 1 и 2 апреля.

Принцесса Флорина и Голубая птица знакомы поклонникам балета по сцене из балета «Спящая красавица»: это одни из гостей свадебного бала принца Дезире и принцессы Авроры. В новом балете Алексея Мирошниченко прежде второстепенные персонажи становятся главными героями новой истории.

Либретто по мотивам сказки французской писательницы XVII века мадам Мари-Катрин д’Онуа написал главный балетмейстер театра и идеолог постановки Алексей Мирошниченко. Идею обратиться к этому сюжету Алексею подсказал директор Международного Дягилевского фестиваля Олег Левенков, который некогда сам исполнял партию Голубой птицы в «Спящей красавице», и ему было интересно, что это за персонаж и откуда он пришел на бал. Весь балетный мир знает pas de deux Голубой птицы и принцессы Флорины, но никому до сих пор не было известно, кто они такие. Музыка к новому балету появилась благодаря кропотливой работе Валерия Платонова, который по компиляции Мирошниченко собрал в одно целое отрывки из партитур двух балетов Адольфа Адана «Питомица фей» и «Гентская красавица».

Сюжет повествует о том, как завидуя счастью прекрасной принцессы Флорины и принца Шармана, злая королева превращает принца в Голубую птицу. Вернуть ему человеческий облик Флорина может только ценой своей жизни, но, потеряв любимую, Шарман сам умрет от горя. На пути к непременному счастливому финалу героям предстоит преодолеть массу препятствий, обойти ловушки и обманы, которые поджидают влюбленных на каждом шагу.

«Голубая птица и принцесса Флорина» — классический балет с современной авторской хореографией. По словам Алексея Мирошниченко, «получилась игра в маньеризм со стилизацией под балеты расцвета эпохи Петипа»:

— После различных течений ХХ века: модерна, конструктивизма (если говорить о нашей стране — драмбалета, потом стагнации), модернизма и постмодернизма — после всех «измов», премьера «Голубой птицы» — трехактного классического балета в духе Петипа — все равно что возвращение блудного сына. Каждый человек в течение своей жизни то и дело возвращается в исходную точку, где он психологически перезагружается, чтобы двигаться дальше. То же самое происходит в искусстве. Не случайно сегодня востребован неоклассицизм.

Самое интересное в «Голубой птице» — это, конечно, пантомима. Для искусства балета это то же самое, что для классического образования — латынь. Основа основ. К сожалению, в ХХ веке мы утратили традицию пантомимы: на Западе от нее почти отреклись, как от пережитка прошлого, а в СССР на ее основе вырос драмбалет, который со временем изжил себя и дискредитировал пантомиму. Парадоксально, но именно благодаря «железному занавесу» в России удалось сохранить эту традицию.

Пантомима построена на моторике классических балетных движений. Нам не нужно открывать ее для себя заново. Пантомимный язык настолько универсален, логичен и мощен, что он ведет за собой хореографа. Поэтому когда мне не хватало пантомимного словарного запаса, я придумывал неологизмы, которые рождались сами собой. К примеру, жест «быть вместе». Его нет в традиционной азбуке балетной пантомимы, но он органично вплетается в хореографический текст балета, не противореча канонам.

В новой большой постановке будут задействованы не только артисты труппы Пермского театра оперы и балета, но и учащиеся Пермского хореографического колледжа, для которых большой классический балет станет прекрасной сценической практикой.

Балет «Голубая птица и принцесса Флорина» обещает стать красочным шедевром в репертуаре пермского театра. Художник Эрнст Гейдебрехт (лауреат премии «Золотая маска» за сценографию оперы «Орфей» в постановке Георгия Исаакяна) создал декорации в духе сине-золотых пасторальных миниатюр XV века — «Великолепного часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов. А коллекция роскошных костюмов от Татьяны Ногиновой дает возможность окунуться в настоящую сказку.

поиск