15 октября 2019
Сегодня
17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
  • Ноябрь
03.07.2014
Планы Пермского театра оперы и балета на сезон 2014/2015

Впервые за долгое время Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского откроет новый сезон в августе. Первое представление назначено на 19 августа. Это будет недавнее репертуарное приобретение театра — блистательный балетный вечер «Век танца: Стравинский — Баланчин».

Первая же премьера 143-го сезона ожидается в сентябре: оперой «Дон Жуан» завершится широко обсуждаемый проект «Трилогия Моцарта — да Понте в Перми» под музыкальным руководством маэстро Теодора Курентзиса. Премьерная серия спектаклей «Дон Жуан» намечена на 21, 22, 24, 25, 27 и 28 сентября.

Планы на сезон 2014/2015 Пермского театра оперы и балета по достоинству будут оценены самой взыскательной публикой. И в первую очередь, это касается трех оперных премьер — «Дон Жуан» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха и «Князь Игорь» Бородина.

Моцартовским шедевром завершится «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми»: один за другим на сцене одного российского театра были поставлены три совместных творения великого композитора и великого либреттиста. На протяжении всего периода проект, приведший к возникновению такого культурологического понятия, как «пермский Моцарт», оставался в руках дирижера Теодора Курентзиса, но при этом представлял варианты разных режиссерских решений. В случае с «Дон Жуаном» можно говорить об еще одном новом взгляде на Моцарта и его заглавного героя — и это взгляд женский.

За постановку взялась режиссер из Аргентины Валентина Карраско, которая в 2013 году справилась с вагнеровским «Кольцом нибелунга» (Буэнос-Айрес), а в мае 2014-го сделала «Поворот винта» Бриттена (Лион). Будучи участницей знаменитой каталонской труппы La Fura dels Baus, воспроизводящей душу музыки в эффектных сценических образах, Валентина Карраско планирует населить сцену пермского театра манекенами и суррогатами живых людей, среди которых единственным настоящим человеком оказывается Дон Жуан.

«Сказки Гофмана» запланированы на январь 2015 года, их ставит гречанка Катерина Евангелатос — выпускница мастерской Леонида Хейфеца в Российском университете театрального искусства — ГИТИС. Дирижером-постановщиком премьеры выступит Теодор Курентзис.

К марту поклонников Пермской оперы ждет большой подарок — возвращение «Князя Игоря» Бородина. Это будет постановка еще одной женщины-режиссера — бельгийки Зигрид Т'Хуфт, и главного дирижера театра Валерия Платонова. Особенность спектакля в его «музейном» характере: театр реконструирует первую постановку 1890 года в Мариинском театре.

Работа по возобновлению художественного решения ведется под руководством Штефана Дитриха — эксперта в области исторического костюма, двумя годами ранее придавшего роскошный стиль пермской постановке Cosi fan tutte («Так поступают все женщины»). Таким образом, балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы Бородина, с 2009 года идущий в пермском театре в хореографии Михаила Фокина и в декорациях по эскизам Николая Рериха, обрастет соответствующим оперным объемом.

Список балетных новинок Пермского театра в сезоне 2014/2015 ничуть не уступает оперному в масштабности. В декабре состоится премьера триптиха «Зимние грезы», замысел которого давно вынашивал главный балетмейстер театра и художественный руководитель этого проекта Алексей Мирошниченко. Вечер будет посвящен трем поколениям английского балета — он объединит работы британских классиков сэра Фредерика Аштона («Конькобежцы» на музыку Дж. Мейербера, 1937) и сэра Кеннета Макмиллана («Зимние грезы» на музыку П. И. Чайковского, 1991, сюжетно отсылающие к «Трем сестрам» Чехова) и постановку, выполненную по заказу Пермского балета нашим современником Дагласом Ли. Напомним, что ранее за балет Souvenir, поставленный для пермских танцовщиков, Даглас Ли был номинирован на премию «Золотая маска» как лучший хореограф года.

В мае готовится еще более изобретательная танцевальная премьера. Хореограф Алексей Мирошниченко представит два балета с участием вокальных групп — «Оранго» и «Условно убитый» на музыку Шостаковича. Обе партитуры — настоящие раритеты. Долгие годы считавшаяся утерянной, опера «Оранго» была обнаружена в 2004 году в архивах Музея имени Глинки. «Условно убитый» был поставлен в России единственный раз в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле, а за рубежом первое театральное представление этой оперы состоялось лишь в 2013-м — в Люцерне, в рамках фестиваля «Смена декораций», под названием Der Fall YY  («Дело YY»). Загоревшись идеей вернуть сочинения Шостаковича в актуальное российское театральное пространство, Алексей Мирошниченко заручился поддержкой вдовы композитора и хранительницы авторских прав на произведения. Сенсационная премьера «Оранго» и «Условно убитого» готовится специально к открытию Международного Дягилевского фестиваля — 2015.

Фестивальный, то есть первооткрывательский, стиль распространяется на весь грядущий сезон Пермского театра оперы и балета. В том числе, это касается премьеры для детской аудитории. По заказу театра композитор Петр Поспелов пишет оперу на стихи «английского Хармса» Эдварда Лира. Ставят — режиссеры Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова: создатели таких незабываемых спектаклей для семейного просмотра, как «Сказка, которая не была написана» (Театр «Практика», 2005, «Сцена-Молот», 2011), «Эпос о Лиликане» (Московский театр «Тень», 2009), «Дети неба» (Ханты-Мансийский театр обско-угорских народов «Солнце», 2013) и др. Совмещая в своих спектаклях возможности кукольного, теневого, драматического и музыкального жанров, Игнатов и Литвинова создают атмосферу уютного домашнего театра, наполненного важными смыслами.

В новом сезоне продолжится цикл концертных исполнений мировых оперных шедевров: «Пассажирка» Вайнберга, «Сельская честь» Масканьи, «Сестра Анжелика» и «Тоска» Пуччини, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Иоланта» и «Пиковая дама» П. Чайковского.

Мини-фестиваль, посвященный Петру Ильичу Чайковскому, имя которого носит пермский театр, состоится в начале мая 2015 года — он будет посвящен 175-летию со дня рождения великого русского композитора. Программа этого события будет объявлена в начале нового сезона.

С 22 по 31 мая в Перми пройдет Международный Дягилевский фестиваль, девятый по счету. Как говорилось выше, спектаклем открытия станет хореографический проект на музыку Шостаковича, а на закрытии фестиваля прозвучит Пятая симфония Густава Малера.

Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Приоритет нашего театра — высокое качество исполнения музыки. Пермский театр оперы и балета, пожалуй, единственный театр в России, если не во всей Европе, который об этом заявляет. В новом сезоне мы продолжим совершенствоваться, это, естественно, требует большего количества репетиций. Повышение качества исполнения поведет за собой уменьшение количества представлений, это неизбежно. Но в результате мы получим действительно постановки мирового уровня.

На 143-й сезон запланировано около 60 камерных и более 20 симфонических концертов: в исполнении пермских артистов прозвучат все симфонии Бетховена, избранные произведения Гайдна, Шумана, Моцарта, Рахманинова, Шостаковича, Дворжака, Рамо и многих других композиторов.

Несколько раз артисты театра отправятся на гастроли по России и городам Европы. В сентябре — Екатеринбург, в октябре, декабре и феврале — Москва, в ноябре — Санкт-Петербург и Катар, в январе — города Франции, еще ряд европейских выступлений запланированы на март. В июне пермских артистов будет приветствовать Болонья, а затем хор musicAeterna примет участие в фестивале в Экс-ан-Провансе, с которым, как ожидается, Пермский театр оперы и балета реализует несколько совместных проектов.

Специальным событием открытия 143-го сезона станет «Оперный экстрим», которому в этот раз будет посвящен не один, а два дня из жизни театра, с перерывом в неделю: 17 и 24 августа. Об этом самом демократическом проекте Пермского театра оперы и балета будет сообщено отдельно.

поиск