17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Ноябрь
19.01.2015
Сказки для взрослых в Пермской опере

27, 28, 30, 31 января и 1 февраля — на сцене Пермского театра оперы и балета премьера оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Либретто Жюля Барбье по одноименной пьесе самого Барбье и Мишеля Карре, основанной на произведениях Эрнста Теодора Амадея  Гофмана: «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель». Спектакль в трех действиях с прологом и эпилогом исполняется на французском языке с русскими титрами. 

Единственная опера «короля оперетт» Жака Оффенбаха вот уже более века остается для постановщиков крепким орешком. Главная трудность заключается в том, как выстроить драматургию спектакля, чтобы он смотрелся не триптихом из относительно независимых историй с переходящим от одной к другой заглавным героем, а представлял собой законченное целое с последовательно развертываемым сверхсюжетом.

С этой нелегкой задачей в Перми справляется Катерина Евангелатос. Постановка станет  дебютом в опере молодого режиссера — выпускницы мастерской Леонида Хейфеца в Российском университете театрального искусства — ГИТИС. Несмотря на молодость, у Катерины обширный послужной список: за ее плечами больше дюжины драматических спектаклей и престижные награды. За режиссуру «Вольфганга» и «Клуба самоубийц» в 2009-м она была отмечена Греческой Ассоциацией театра и музыкальной критики в номинации «Лучший молодой артист», а в 2011-м удостоена Приза Элефтерии Сапунци. Объединить все три истории — о любви Гофмана к кукле Олимпии, певице Антонии и куртизанке Джульетте — она решила приемом «сон во сне». Иллюзорное путешествие во времени и пространстве происходит лишь в мыслях Гофмана. И каждая история сделана в своем жанре: фарсово-сатирическом — об Олимпии, трагично-трогательном — об Антонии, драматичном — о Джульетте. Каждое повествование оформлено в своем художественном стиле, навеянном разными странами и эпохами.

Галя Солодовникова, художник-постановщик оперы «Сказки Гофмана»:

— Из современного бара, где Гофман размышляет о певице Стелле, вместе с его воспоминаниями зритель перенесется в 60-е годы, в Париж, в эпоху сексуальной революции, расцвета научной фантастики и новых невероятных научных открытий. Там Гофман познакомится с Олимпией. Дальше — отправится в альпийский немецкий санаторий середины 30-х: предчувствие катастрофы Второй мировой уже висит в воздухе, придавая дополнительный драматизм истории об Антонии. Последняя сказка разворачивается в мрачном андеграундном клубе конца 70-х, в котором обитают люди, похожие на тени, а коварная Джульетта похищает изображение самого Гофмана.

Сменяются эпохи и декорации: от света к тьме, от цветастой пестроты к черно-белым контрастам, от юмора к сарказму, от надежды к отчаянью. Что ждет Гофмана в финале этой череды ночных кошмаров и глубинных страхов? Катарсис или катастрофа? Конец печалям и боли или конец всему?

Катерина Евангелатос, режиссер-постановщик оперы «Сказки Гофмана»:

— У оперы в моей постановке открытый финал. Альтер эго Гофмана, Муза, ведет его через мрачные истории к свету. Это в любом случае свет катарсиса, но свет ли это начала? Или конца человеческой жизни? Я не хочу давать свой вариант ответа, мне бы хотелось, чтобы зритель сам определил, что в финале ждет Гофмана.

У спектакля есть особенность. Она касается состава артистов. Их количество может варьироваться. Трех злодеев-антагонистов Гофмана и трех его возлюбленных могут играть либо один и тот же человек, либо разные. В пермском спектакле оба подхода работают. Так, исполнять партии объектов желаний поэта Гофмана — механической куклы Олимпии, куртизанки Джульетты и певицы Антонии — в Перми будут три певицы. В спектакле задействованы и уже признанные, и восходящие звезды театра: Надежда Кучер, лауреат многочисленных международных и всероссийских конкурсов, отмеченная Национальной театральной премией «Золотая Маска» и номинированная в этом году на нее вновь (за роль Доньи Исабель в опере «Королева индейцев»); лауреат международных и всероссийских конкурсов Надежда Павлова, покорившая публику исполнением партии Донны Анны в «Дон Жуане», первой премьере 143-го сезона в Пермской опере; лауреат международных конкурсов Анжелика Минасова, ярко исполнившая роль Донны Эльвиры в «Дон Жуане»; одна из лучших Иолант, Зарина Абаева, певица с проникновенной искренностью и несомненным талантом драматической артистки. Айсулу Хасанова исполнит в постановке сразу две партии — Джульетты и матери Антонии. Партии же злодеев Линдорфа, Дапертутто, Миракля и Коппелиуса будет исполнять один певец. Таким образом, серия гофмановских злых гениев предстанет как одна личность, но в разных облачениях. Справиться с этой нелегкой задачей предстоит румынскому баритону Йонуцу Паску, покорившему сцены Европы и Южной Кореи, и канадцу Найджелу Смиту, блиставшему на сценах лучших европейских оперных домов. Противостоять многоликому антигерою будет Гофман, воплощаемый в постановке Тимоти Ричардсом и Кор-Яном Дюссельи. 

Серьезные страсти, облаченные в опереточный «мундир», музыканты ощущают как проявление бунтарства. Маэстро Теодор Курентзис сравнивает настроение оперы с масштабной забастовкой на некоем заводе, где штампуют счастье и улыбки из пластмассы.

Теодор Курентзис, музыкальный руководитель постановки:

— «Сказки Гофмана» — это игра разных миров, запрещенная экзотика, основательно упрятанная в человеческом теле. И это очень важный момент для драмы XIX века. Для Гофмана любовь к Джульетте — это любовь без завтра и вчера, любовь к усиленным мгновениям. Любовь к Антонии — это любовь, которая останется с ним навсегда, потому что не успевает свершиться. Любовь к Олимпии — любовь к молодости. И циничная любовь, и, может быть, даже фетишизм. Неужели он правда не понял, что она кукла? Да понял, конечно. Но он полюбил эту реплику. У общества здесь первый ход, оно задает рамки, правила игры. Следующий ход за человеком. Он может согласиться с ними или попробовать разрушить эту архитектуру. Гофман выбирает второе.

Информация о постановке и составах 

поиск