Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
03.06.2015
Время удивлять. Итоги Дягилевского фестиваля — 2015

Девятый Дягилевский фестиваль в Перми объединил более 70 событий, 15 тысяч гостей и 20 стран-участниц.

30 мая завершился Дягилевский фестиваль — 2015. Финальным аккордом стал концерт Фестивального оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса. Со сцены Пермского театра оперы и балета 115 музыкантов из разных стран мира, приглашенные солисты — сопрано Венера Гимадиева, пианист Алексей Гориболь, скрипачка Елена Ревич — исполнили произведения Леонида Десятникова «Путешествие Лисы на Северо-Запад» и «Эскизы к Закату». Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Густава Малера.

В течение десяти фестивальных дней зрители стали свидетелями 12 концертов, двух выставок, двух балетов и одной оперы. В этом списке — две мировые премьеры: опера «Оранго» и балет «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича, поставленные главным балетмейстером Пермского театра оперы и балета Алексеем Мирошниченко.

Событийный формат — Фестивальный клуб, — отлично зарекомендовавший себя в прошлом году, был успешно реализован и во время девятого Дягилевского фестиваля. В пространстве клуба состоялось около 60 событий: лекции и обсуждения, творческие встречи и видеопоказы; была организована детская программа (почти 200 детей приняли участие в детской и семейной программах. Для трех самодеятельных спектаклей в рамках семейной мастерской дети вместе с родителями соорудили 40  костюмов из картона и другого нехитрого реквизита), проводились занятия йогой в Театральном сквере, для зрителей работала кофейня на открытой веранде клуба, а партнер фестиваля — телеком-оператора «Дом.ru» — снабжал всех желающих бесплатным доступом в Интернет. За 10 фестивальных дней было приготовлено и выпито почти 3000 чашек кофе, а на разных мероприятиях в клубе побывало более 2500 человек.

Всего мероприятия фестиваля посетили около 12 500 гостей,  участники и посетители  представляли более 20 стран мира, такие как: Австралия, Азербайджан, Белоруссия, Великобритания, Венесуэла, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Норвегия, Польша, Россия, Сербия, США, Турция, Франция, Эквадор и др.

Всеобщее внимание привлекла еще одна новинка фестиваля — арт-объект «Удиви меня!». По ходу фестиваля в сети Instagramпоявилось больше 2500 снимков, где он фигурирует. Этой фразой, по легенде, импресарио Дягилев ответил писателю Жану Кокто, мечтавшему о сотрудничестве с ним. Эти слова стали названием и девизом фотопроекта, основная идея которого — проиллюстрировать уникальный новаторский дух фестиваля. Конкурс, объединяющий работы профессиональных фотографов и активных пользователей социальных сетей, привлек сотни on-line участников.

На торжественной церемонии 27 мая впервые была вручена премия «Резонанс» для молодых журналистов, пишущих о музыкальном театре и академической музыке. Напомним, что на победу в номинации «Лучший критический текст» претендовало 120 человек со всей России. Лауреатами стали столичные авторы.

Премия I степени: Ярослав Тимофеев (Москва), «Не мешайте детям общаться с призраками»;

Премия II степени: Богдан Королёк (Санкт-Петербург), «Наивно. Супер»;

Премия III степени:  Екатерина Ключникова  (Москва), «Между мифом и реальностью»; Елена Мусаелян (Москва) «Свободный художник».

Почетная премия за вклад в развитие театрально-музыкальной критики присуждена Вадиму Моисеевичу Гаевскому.  Победитель в номинации «Лучшее СМИ» — критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» (главный редактор Евгения Кривицкая). Подать заявку на соискание премии в 2016 году можно будет осенью. Следите за информацией на официальной странице премии “Резонанс”.

«Удиви меня!» — фраза Дягилева кочует, видоизменяясь, из одной статьи в другую, вот лишь некоторые из них:

«Главный фестивальный слоган «Удиви меня» в театральном сквере красовался в виде объекта из букв в человеческий рост. Здесь делали селфи, а рядом – в павильоне «Дягилевского клуба» – толклись на ночных дискуссиях и дневных встречах с заезжими знаменитостями. Удивляться было чему – что дискуссиям, что концертам и спектаклям» (Елена Черемных, «Ведомости»);

«В обширных планах Дягилевского фестиваля до 30 мая — ежедневное присутствие раритетов — как исполнительских и партитурных, так и программных. Это когда, если даже всю музыку на концерте публика знает как свои пять пальцев, в придуманных сочетаниях она может оказаться неузнаваемой» (Юлия Бедерова, «КоммерсантЪ»);

«…аналогов Дягилевскому фестивалю ни в Европе, ни тем более в нашей стране лучше не искать. На газоне между театром и Фестивальным клубом большими объемными буквами в ответ уже хрестоматийному пермскому прикамскому «Счастью не за горами» выстроен слоган нынешнего форума — дягилевская фраза «Удиви меня». И она, ей-богу, вовсе не выглядит формальным реверансом фестивальному патрону. Удивительно в Дягилевском фестивале, прежде всего, то, что он существует — все меньше и меньше вписываясь в нынешний российский культурный контекст»  (Екатерина Бирюкова, Colta.ru).

Работа над программой, которой фестиваль будет удивлять зрителей в следующем году,  ведется, и уже известны его даты: юбилейный, десятый, Международный Дягилевский фестиваль пройдет в Перми в 2016 году с 17 по 30 июня. 

поиск