17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
08.06.2015
«Героическая»: постскриптум цикла «Все симфонии Бетховена»

В июне в Пермском театре оперы и балета завершается цикл «Все симфонии Бетховена». Зрителям представят Третью, «Героическую», симфонию мастера полифонии.

В 143-м сезоне музыканты оркестра musicAeterna исполняют цикл «Все симфонии Бетховена». Последней из девяти 11 июня зрители услышат Третью, «Героическую», симфонию в трактовке дирижера Артема Абашева.

«Героическая» симфония — произведение, в котором, по словам П. И. Чайковского, «раскрывалась впервые вся необъятная изумительная сила творческого гения Бетховена». Именно эту симфонию называют началом центрального периода творчества венского классика и одновременно новой эпохи в развитии симфонизма в Европе. Героически преодолевая болезнь (в период создания произведения композитор узнал о неизбежности своей глухоты), Бетховен  смог найти смысл и радость в искусстве. Его Третья симфония оказалась непохожа ни на одну из существовавших в то время. Своим названием произведение обязано реальному историческому деятелю — Наполеону Бонапарту, которому Бетховен симпатизировал с самого начала его политической карьеры. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, композитор испытал глубокое разочарование. Он разорвал титульный лист симфонии, на котором поначалу стояло посвящение лидеру французской революции, и озаглавил сочинение «Eroica» — «Героическая».

Артем Абашев, дирижер:

— Дело в том, что Третья симфония Бетховена явилась новым словом в истории музыки. Она открыла простор для нового понимания симфонического жанра. В нашем случае она становится чем-то вроде постскриптума к циклу, и с ее помощью мы перекидываем арку в будущее. Если бы мы заканчивали Девятой, то получили бы некую запаянную коробочку. А тут, получается, мы ставим многоточие или даже знак бесконечности.

«Героическая» прозвучит во втором отделении вечера, а в первом будут исполнены увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» Феликса Мендельсона-Бартольди и Концерт для виолончели с оркестром ля минор, ор. 129 Роберта Шумана. По мнению музыковеда Валентины Конен, «Гебриды» — самая яркая из шести увертюр Мендельсона, и это неудивительно. Вдохновившая композитора Фингалова пещера, что находится на острове Стаффа у западного побережья Шотландии, на гэльском языке называется Uamh-Binn — «пещера мелодий». Ее уникальная акустика создается выгнутым куполом свода, который придает этому месту сходство с исполинским нерукотворным собором.

Концерт для виолончели с оркестром ля минор, ор. 129 Роберта Шумана в свое время стал новым словом в музыке. При жизни композитора Концерт не был исполнен. Считается, что Шуман поставил такие высокие темпы, что ни один из современников не верил, что это можно сыграть. По настоянию своего друга, виолончелиста Роберта Эмиля Бокмюля, Шуман снизил темпы — но лишь на восемь процентов от первоначального замысла.

Несмотря на все трудности, на исходе XIX века Концерт для виолончели с оркестром ля минор, op. 129 прочно вошел в репертуар солистов, впрочем, исполнять его принято в более медленных темпах, чем в оригинале. Солист оркестра musicAeterna Игорь Бобович вместе с дирижером Артемом Абашевым намерены исполнить произведение как можно ближе к замыслу Шумана.

Игорь Бобович, виолончелист, солист оркестра musicAeterna:

— За 150-летнюю историю концерта среди исполнителей сложилась традиция довольно сдержанного исполнения первых двух частей. Я хотел бы исполнить Концерт в темпах, максимально приближенных к авторским, думаю, это даст мне шанс, разгадать максимум смыслов, эмоций, красок, зашифрованных в  партитуре.

поиск