Журнал
  • Август
    01
    02
    03
29.06.2015
Сезон триумфа в Пермской опере: два фестиваля, пять «Золотых Масок» и девять премьер

143-й театральный сезон в Пермском театре оперы и балета завершился 28 июня 2015 года. Его самыми яркими событиями, согласно опросу зрителей, стали: Дягилевский фестиваль, премьеры опер «Дон Жуан» и «Сказки Гофмана». А самыми резонансными новостями оказались те, что сообщали о триумфе театра на фестивале «Золотая Маска» и об абсолютном успехе выступлений артистов оркестра, хора и балета в ходе европейских гастролей.                      

Интернет-опрос, проведенный театром, состоял из пяти вопросов о самых запоминающихся событиях сезона, а также включал графу, в которой зрители могли в свободной форме высказать свои пожелания. «Сделать следующий сезон таким же насыщенным, каким был этот» — так отвечали чаще всего. В 143-м сезоне в Пермском театре оперы и балета состоялось девять премьер, из них четыре мировые и две — российские.

Любителей оперы порадовали четыре новых спектакля — «Дон Жуан» В. А. Моцарта в постановке режиссера Валентины Карраско (Аргентина/Испания), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в интерпретации Катерины Евангелатос (Греция) и «Князь Игорь» А. Бородина в прочтении Сигрид Т’Хуфт (Бельгия), «Оранго» Д. Шостаковича в постановке Алексея Мирошниченко (мировая премьера). Большим успехом пользовался детский спектакль — «Путешествие в Страну Джамблей» (мировая премьера), музыка к которому была написана по заказу театра композитором Петром Поспеловым, а либретто по мотивам поэтических произведений английского классика Эдварда Лира — драматургом Екатериной Поспеловой.


Фото Антона Завьялова

Ценители балетного искусства получили подарок в виде четырех хореографических премьер: «Конькобежцы» на музыку Дж. Мейербера в хореографии сэра Фредерика Аштона (российская премьера), «Зимние грезы» П. Чайковского в постановке сэра Кеннета Макмиллана (российская премьера), «Когда падал снег» на музыку Б. Херрманна в хореографии Дагласа Ли (мировая премьера); а также балет «Условно убитый» на музыку Д. Шостаковича, созданный Алексеем Мирошниченко (мировая премьера).

Напомним, что первой премьерой в сезоне стала опера «Дон Жуан», завершившая «Трилогию Моцарта — да Понте в Перми». Проект, объединивший три творения великого композитора и великого либреттиста (Cosi fan tutte, Le nozze di Figaro и Don Giovanni), был реализован в период с 2011 по 2014 год. Он привел к появлению такого культурного феномена, как «пермский Моцарт» (21 сентября 2012, Colta.ru), и вызвал огромный интерес со стороны одного из мировых лидеров звукозаписи компании Sоny Classical. Сразу после премьерных показов «Дон Жуана» оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса и приглашенные солисты приступили к записи этой оперы. Две предыдущие оперы Моцарта — да Понте, записанные в Перми, на тот момент уже были выпущены лейблом Sony и удостоены самых высоких оценок публики и экспертов. Пермская запись оперы «Свадьба Фигаро» получила премию ECHO Klassik и была признана лучшей в номинации «CD года» по версии журнала Opernwelt.

Триумфальным стало выступление Пермского театра оперы и балета на Национальном театральном фестивале-конкурсе «Золотая Маска». В этом году театр получил пять наград — за семи-оперу «Королева индейцев» Г. Пёрселла в постановке режиссера Питера Селларса (США). Это первый случай за всю историю конкурса, когда такого количества наград был удостоен один спектакль. Рекордным оказалось и количество номинаций: театр был упомянут 18 раз.


Фото Дмитрия Дубинского

В мае в Пермской опере состоялся Фестиваль Чайковского, посвященный 175-летию великого композитора и 50-летию присвоения его имени пермскому театру. Вскоре после этого в Перми открылся Международный Дягилевский фестиваль. Его своеобразными смысловыми пиками стали события, посвященные творчеству двух отечественных композиторов — Дмитрия Шостаковича и Леонида Десятникова. Кроме мировых премьер открытия фестиваля, под знаком Шостаковича прошел и традиционный научный симпозиум, его темой стала «Легкая музыка от Дягилева до Шостаковича». В фестивале приняла участие вдова композитора Ирина Антоновна Шостакович. Леонид Десятников — ключевая фигура современного российского музыкального поля — выступил в качестве artist-in-residence фестиваля.

Богатой была программа концертов: за сезон оркестр musicAeterna исполнил «Все симфонии Бетховена», на Страстной неделе перед православной Пасхой прошел традиционный цикл концертов «Дни духовной музыки в Перми». Кроме того, зрители услышали лучшие образцы оперного искусства в концертном исполнении, такие как: «Кармен» Ж. Бизе, «Иоланта» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Сестра Анжелика» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Сельская честь» П. Масканьи и «Пассажирка» М. Вайнберга. Музыкальное прочтение оперы Вайнберга открыли новые грани таланта вдумчивого и перспективного дирижера Пермской оперы — Артема Абашева, как и его работа над премьерой сезона — оперой «Сказки Гофмана» и многими другими репертуарными спектаклями театра.


Фото Антона Завьялова

В плотном графике выступлений в Перми у артистов театра нашлось время и для гастролей. В 143-м сезоне они с успехом выступили во Франции, Греции, Финляндии, Германии, Швейцарии, Бахрейне, Республике Корее, а также городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, Ижевске и других. С 14 по 25 марта 2015 года оркестр musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом совершил европейский тур, где в течение 11 дней дал семь концертов на самых престижных площадках. Выступления прошли в рамках Klara Festival в Брюсселе, на фестивалях в Афинах, Хельсинки и Люцерне, а также в Берлине. В настоящее время балетная труппа находится на гастролях в итальянской Болонье, а хор musicAeterna выступает резидентом и хедлайнером фестиваля искусств в Экс-ан-Провансе во Франции.

Следующий, 144-й театральный сезон в Пермской опере откроется в августе. Следите за новостями театра!

поиск