23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Ноябрь
24.11.2015
Впервые в Перми: концерт для фортепиано с оркестром Скрябина — без дирижера

1 декабря  в 19:00 на сцене Большого зала Пермской филармонии состоится концерт Большого симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета под управлением Артема Абашева, номинанта на премию «Золотая маска». В программе — сочинения русского композитора рубежа XIX—XX вв., новатора, символиста Александра Скрябина. 

В первом отделении публику ждет сюрприз — дирижер Артем Абашев выступит в качестве солиста: он сядет за рояль и исполнит Концерт для фортепиано с оркестром Скрябина. При этом оркестр будет ориентироваться на солиста — по аналогии с Персимфа́нсом[1], коллективом-первооткрывателем исполнения симфонической музыки без дирижера.

Для своего практически первого обращения к оркестровой музыке Скрябин выбрал ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта — фа-диез минор, тональность ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Наряду с Концертами Чайковского и Рахманинова, сочинение Скрябина считается одним из высших достижений русской музыки в этом жанре.

Артем Абашев, дирижер Пермского театра оперы и балета, пианист:

— Это исполнение будет первым в Перми: у нас никто еще не играл без дирижера это  сложное произведение — Концерт для фортепиано с оркестром  Александра Скрябина. Музыкантам предстоит непростая задача: они, кроме своих партии,  должны буквально наизусть знать партию фортепиано, помнить все нюансы и тонкости, чтобы точно мне аккомпанировать. Ну а публике, определенно, предстоит новый опыт слушания: эмоциональный накал во время исполнения Концерта обещает быть сильным.

Эмоциональность связана и с особенностями музыкального материала: творчество Скрябина называют « созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX века».

Во втором отделении слушателям представят Симфонию № 3 Скрябина, известную также как «Божественная поэма». «"Божественная поэма" представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного "я")» — написала Татьяна Шлетцер в авторизованной композитором  литературной аннотации к произведению.

Артем Абашев:

В этом произведении я хочу предложить аудитории не следовать этой программе симфонии буквально, а постараться найти свой смысл. Это, возможно, будет проще, чем кажется: несмотря на сложную полифоничность музыки Скрябина, ее удивительно легко слушать — благодаря таланту мелодиста композитора.



[1] Сокращение от «Первый симфонический ансамбль», также «Первый симфонический ансамбль Моссовета».

поиск