19 октября 2019
Сегодня
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
  • Ноябрь
24.12.2015
Счастливый конец года: musicAeterna и Теодор Курентзис исполнят музыкальную комедию Курта Вайля Happy End

29 декабря на сцене Пермского оперного впервые прозвучит музыкальная комедия Happy End Курта Вайля на либретто Дороти Лейн и стихи Бертольта Брехта. Произведение будет представлено в полусценической версии и оформлено с оглядкой на эпоху Чикаго 1920-х годов. Зрителей, которые придут этим вечером в нарядах в стиле «чарльстон», «ревущих 20-х» и буржуазных 30-х, годов ждут сюрпризы от театра и его партнеров.

Музыкальная комедия Happy End (1929) исполняется реже знаменитой «Трехгрошовой оперы» (1928), но яркий композиторский талант Курта Вайля и здесь проявлен в полной мере. Happy End по жанру тяготеет скорее к мюзиклу, что оправдано тематически: действие «Счастливого конца» разворачивается в Чикаго в первой половине ХХ века, где сталкиваются две непримиримые силы — мир гангстеров и Армия спасения.

Начавший с академической композиции, в 1920-х Вайль, под влиянием идей о социальной значимости музыки, сознательно упрощает музыкальный язык, вводит в него эстрадно-песенные и джазовые элементы, оказавшиеся весьма перспективными и отвечающими духу времени. Happy Еnd — любопытный пример соединения музыкальной метафоры и литературной дидактики, смешения серьезной музыки, салонного стиля и городского фольклора.

Вечером 29 декабря творение Вайля и Брехта представят солисты Пермской оперы, артисты хора и оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Солисты будут исполнять арии и зонги (от нем. der Song — эстрадная песня)  на немецком языке с русскими титрами. Полусценическая версия предполагает концертный вариант с элементами настоящего спектакля: гримом, мизансценами, танцами и костюмами.

Нина Воробьева, режиссер полусценической версии Happy Enda:

— Мы хотим создать атмосферу Чикаго 20-х годов: учитывая, что это предновогодний спектакль, небольшой маскарад среди зрителей придется как раз кстати. Поэтому всех, кто придет на представление в образах из «ревущих 20-х» или буржуазных 30-х, Пермская опера вместе с партнером, первым в Перми concept-store «Dress code», порадует сюрпризами.

За час до начала спектакля зрители, купившие билеты на представление, получат возможность бесплатно посетить лекцию «Happy End Курта Вайля». Ведущая — музыковед Анна Фефелова.

Напомним, Happy End Курта Вайля — второе из трех концертных исполнений опер в 144-м сезоне: первым была «Аида» Верди, а третьим будут «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка.

СПРАВКА:

Happy End

Музыка: Курт Вайль
Либретто: Дороти Лейн (псевдоним Элизабет Гауптманн и Бертольта Брехта)
Стихи: Бертольт Брехт

В 1929-м, спустя год после шумного успеха «Трехгрошовой оперы», творческий дуэт Брехта — Вайля явил миру новое сочинение: очередную пьесу с зонгами (от нем. der Song — эстрадная песня) с мнимо простодушным названием Happy End. Помимо Брехта и Вайля, среди авторов пьесы значилась Дороти Лейн — псевдоним, за которым стояли сам Брехт и его подруга, журналистка и переводчица Элизабет Гауптманн.

Тема заимствована из пьесы ирландского классика Бернарда Шоу «Майор Барбара» (1905), вплоть до того, что некоторые моменты Happy End зеркально отражают коллизии памфлета Шоу. Другой, чуть менее очевидный источник вдохновения драматургов, — мелодрама американского писателя Эдварда Шелдона «Нелл из Армии спасения» (1908), в которой представлена жизнь нью-йоркского «дна». Кроме того, многие сюжетные линии Брехт и Гауптманн почерпнули из американских газет, сообщавших о преступлениях и ответных социальных и проповеднических контрмерах Армии спасения.

Премьера Happy End’а состоялась в том же берлинском Театре на Шиффбауэрдамм, где год назад случился триумф «Трехгрошовой оперы», и также — в постановке автора лучшего интерпретатора текстов Брехта, режиссера Эриха Энгеля. Публика, однако, приняла новую работу прохладно. Время сочинения Вайля — Брехта — Гауптманн пришло в 1950-х, когда одно за другим последовали исполнения Happy End в Мюнхене, Гамбурге, Лондоне, а затем, в 1977 году, — и на Бродвее, где впоследствии в этой пьесе выступали нынешние голливудские звезды Мэрил Стрип и Кристофер Ллойд.

поиск