Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
19.01.2016
Сказки Матушки гусыни и соло для маримбы: в Пермской опере прозвучат произведения Равеля, Сежурне и Франка

24 января состоится концерт Большого симфонического оркестра Пермской оперы под управлением Валентина Урюпина. В программе — сюита Мориса Равеля «Матушка-гусыня», Симфония ре минор Сезара Франка и Концерт для маримбы с оркестром Эммануэля Сежурне. Солистом выступит приглашенный перкуссионист Андрей Волосовский.

Все три произведения концерта принадлежат французским композиторам XIX—XX веков, так или иначе обращавшихся в своем творчестве к фольклору: как литературному (как в «Матушке-гусыне»), так и музыкальному (мелодии из Симфонии ре минор Франка или использование маримбы в Концерте Сежурне).

27 января (14 по старому стилю) 1912, 104 года назад, — почти юбилей! — в России состоялась премьера оркестрованной сюиты Мориса Равеля, которая, по словам композитора, должна «воссоздать поэзию детства». Музыкальные сказки Матушки-гусыни связаны с давней традицией французского фольклора: именно сказочнице, изображавшейся с гусиными лапками,  приписывались многие народные сказки, чем и воспользовался Шарль Перро, издавший первый сборник обработок «Сказок Матушки-гусыни». В сюите пять пьес со сказочными сюжетами — «Павана Спящей красавицы», длиной всего в 20 тактов, «Мальчик-с-пальчик» с узнаваемыми птичьими голосами флейт, «Дурнушка, императрица пагод», построенная на характерном звукоряде без полутонов, «Разговоры Красавицы и Чудовища», изображаемые диалогом кларнета и контрфагота, и «Волшебный сад», в котором слышны звуки челесты.

Валентин Урюпин, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Морис Равель свою светлую, пленительную сказку «Матушка-гусыня» написал сразу же после страшной сказки «Ночной Гаспар». И в «Матушке-гусыне» чувствуются отголоски страшной сказки. Если вы читали не адаптированного для современного ребенка оригинального Перро (его сказками вдохновлены три из пяти пьес сюиты), то вы поймете, о чем я говорю.

Для меня встреча с «Матушкой-гусыней» — это встреча с собственным детским отражением в зеркале посреди пустой комнаты. Нет ничего более прекрасного и страшного одновременно. Какой ты стал? Какой ты был? Что в тебе изменилось за эти годы — а вдруг ты потерял больше, чем приобрел? В музыкальной сказке Равеля есть и эти вопросы тоже.

Волшебную атмосферу концерта поддержит маримба — ударный музыкальный инструмент, появившийся в XX веке, родственник ксилофона, с характерным узнаваемым экзотичным звуком. Нечасто звучат произведения, где этому инструменту отводится ведущая роль. Перкуссионист Андрей Волосовский с Большим  симфоническим оркестром Пермского оперного исполнит Концерт для маримбы и струнного оркестра (2005) Эммануэля Сежурне. Специально для этого концерта в Пермь привезут большую маримбу.

А фольклорные французские мотивы — возможно подлинная старинная бретонская песня — прозвучат в Симфонии ре минор Сезара Франка. Она не только самое значительное произведение композитора, но и причисляется экспертами к лучшим творениям в этом жанре и называется величайшим достижением французского симфонизма.

Валентин Урюпин, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— В нашей сегодняшней программе мы представляем три пласта французской музыки. Надо сказать, что Франция в контексте мировой музыки — это такое «государство в государстве», от Рамо и до Дютийё в ней есть что-то неуловимо общее, некие архетипы. Французская музыка всегда узнаваема, но в этой программе мы нашли некое многообразие в единстве.

За час до начала спектакля зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

поиск