23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Ноябрь
09.03.2016
Монахини и гильотина: в Пермской опере прозвучат «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка

12 марта на сцене Пермского оперного впервые прозвучат «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка в концертной версии. Среди исполнителей — три номинанта на Национальную театральную премию «Золотая Маска»: Зарина Абаева, Надежда Павлова и Артем Абашев.

Опера «Диалоги кармелиток», не звучавшая на Пермской сцене ни разу, 12 марта 2016-го завершит концертные исполнения опер в 144-м сезоне.

«Диалоги кармелиток», основанные на пьесе французского писателя Жоржа Бернаноса, отсылают к реальным событиям времен Великой французской революции и повествуют о сестрах кармелитского монастыря в Компьене, во времена якобинского террора приговоренных к смерти революционным трибуналом и в тот же день казненных на гильотине. Это сочинение Пуленка принадлежит к оперным шедеврам второй половины XX века — впервые она была представлена публике в 1957 году в театре La Scala — и прошла с большим успехом, такого триумфа строгая миланская публика не удостаивала композиторов со времен Пуччини.

Артем Абашев, дирижер:

— «Диалоги кармелиток» я выбрал по нескольким причинам. Во-первых, эта опера близка мне лично — драматизм и сложность, глубина и мелодизм произведения очень отзываются. Во-вторых, Пуленк создал хоть и многофигурную историю — в опере 16 персонажей, у каждого из которых проработанный характер и своеобразная вокальная линия, однако композиторский гений смог сделать гармонии очень прозрачными, ясными и легкими для восприятия.

В центре оперы — душевные переживания монахинь, идущих на смерть: к приговоренным сестрам-кармелиткам сознательно присоединяется Бланш, молодая аристократка, совсем недавно принявшая послушание. Вопросы смерти, добровольной жертвы, страха перед неизвестностью с особой силой волновали Пуленка — свидетеля двух мировых войн. У «Диалогов» редкое по силе воздействия завершение: в финале монахини поют молитву Salve Regina («Возрадуйся, Царица Небесная»), а их пение прерывает звук падающего ножа гильотины. 

Произведение, несмотря на внешнюю монументальность (три акта, двенадцать картин), по существу оказалось камерным. «За исключением двух сцен — четвертая картина второго действия (хор народа за кулисами) и четвертая картина третьего действия (хор народа на втором плане, поющий с закрытым ртом) — и коротких совместных молитв кармелиток, вокальная линия оперы одноголосна; одновременно с оркестром постоянно звучит только одна партия; в этом произведении нет привычных ансамблей: дуэтов или трио. Оправдывая название «Диалогов», композитор ведет повествование в форме разговоров, передавая слово то одному, то другому собеседнику»[1].

В Перми спектакль будут исполнять артисты оперной труппы, хор и оркестр musicAeterna. В главных партиях — номинанты на премию «Золотая Маска — 2016»: Зарина Абаева (она исполнит партию сестры Бланш) и Надежда Павлова (ей предстоит воплотить юную сестру Констанс). За дирижерским пультом — еще один номинант, Артем Абашев.

За час до начала оперы зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию  музыковеда Анны Фефеловой, которая погрузит в контекст произведения и эпохи.


[1] Медведева И. Франсис Пуленк. М.: Советский композитор, 1969. С. 160 

поиск