Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
09.03.2016
Монахини и гильотина: в Пермской опере прозвучат «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка

12 марта на сцене Пермского оперного впервые прозвучат «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка в концертной версии. Среди исполнителей — три номинанта на Национальную театральную премию «Золотая Маска»: Зарина Абаева, Надежда Павлова и Артем Абашев.

Опера «Диалоги кармелиток», не звучавшая на Пермской сцене ни разу, 12 марта 2016-го завершит концертные исполнения опер в 144-м сезоне.

«Диалоги кармелиток», основанные на пьесе французского писателя Жоржа Бернаноса, отсылают к реальным событиям времен Великой французской революции и повествуют о сестрах кармелитского монастыря в Компьене, во времена якобинского террора приговоренных к смерти революционным трибуналом и в тот же день казненных на гильотине. Это сочинение Пуленка принадлежит к оперным шедеврам второй половины XX века — впервые она была представлена публике в 1957 году в театре La Scala — и прошла с большим успехом, такого триумфа строгая миланская публика не удостаивала композиторов со времен Пуччини.

Артем Абашев, дирижер:

— «Диалоги кармелиток» я выбрал по нескольким причинам. Во-первых, эта опера близка мне лично — драматизм и сложность, глубина и мелодизм произведения очень отзываются. Во-вторых, Пуленк создал хоть и многофигурную историю — в опере 16 персонажей, у каждого из которых проработанный характер и своеобразная вокальная линия, однако композиторский гений смог сделать гармонии очень прозрачными, ясными и легкими для восприятия.

В центре оперы — душевные переживания монахинь, идущих на смерть: к приговоренным сестрам-кармелиткам сознательно присоединяется Бланш, молодая аристократка, совсем недавно принявшая послушание. Вопросы смерти, добровольной жертвы, страха перед неизвестностью с особой силой волновали Пуленка — свидетеля двух мировых войн. У «Диалогов» редкое по силе воздействия завершение: в финале монахини поют молитву Salve Regina («Возрадуйся, Царица Небесная»), а их пение прерывает звук падающего ножа гильотины. 

Произведение, несмотря на внешнюю монументальность (три акта, двенадцать картин), по существу оказалось камерным. «За исключением двух сцен — четвертая картина второго действия (хор народа за кулисами) и четвертая картина третьего действия (хор народа на втором плане, поющий с закрытым ртом) — и коротких совместных молитв кармелиток, вокальная линия оперы одноголосна; одновременно с оркестром постоянно звучит только одна партия; в этом произведении нет привычных ансамблей: дуэтов или трио. Оправдывая название «Диалогов», композитор ведет повествование в форме разговоров, передавая слово то одному, то другому собеседнику»[1].

В Перми спектакль будут исполнять артисты оперной труппы, хор и оркестр musicAeterna. В главных партиях — номинанты на премию «Золотая Маска — 2016»: Зарина Абаева (она исполнит партию сестры Бланш) и Надежда Павлова (ей предстоит воплотить юную сестру Констанс). За дирижерским пультом — еще один номинант, Артем Абашев.

За час до начала оперы зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию  музыковеда Анны Фефеловой, которая погрузит в контекст произведения и эпохи.


[1] Медведева И. Франсис Пуленк. М.: Советский композитор, 1969. С. 160 

поиск