Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
08.11.2016
Райский сад на изнанке сцены: в Пермской опере готовится премьера произведения Cantos/Песни

6, 7, 8 декабря в Пермской опере состоится мировая премьера — Cantos/«Кантос» Алексея Сюмака на тексты Эзры Паунда. Спектакль будет представлен на планшете сцены, а всем зрителям можно будет подготовиться к сложной постановке заранее: премьере будет посвящен третий цикл «Лаборатории современного слушателя» и отдельная страница на сайте театра. 

Первая премьера сезона в Пермской опере — произведение Cantos/«Кантос», написанное композитором Алексеем Сюмаком специально по заказу театра. «Песни» (так переводится сantos с греческого) вдохновлены творчеством американского писателя Эзры Паунда (1885—1972), одного из основоположников англоязычной модернистской литературы. 7 частей и 6 речитативов на английском, латинском, греческом, французском и других языках мира постановщики видят как путешествие за знаниями, вдохновленное модернистской мечтой объединения человечества. В атмосферу спектакля, где находит отражение история XX века, зрителей начнут погружать еще на площади перед театром. Камерное действо будет разворачиваться на планшете сцены, а в музыке нет привычного солирующего голоса, но есть солирующий инструмент.

Алексей Сюмак, композитор:

Это опера, но как бы наоборот. В обычной опере, если это моноопера, я все-таки ее так позиционирую — в ней есть главный персонаж, и всё действие сосредоточено на нем. Обычно это певец или певица, которых сопровождает оркестр, какой-то инструментальный состав. У нас всё наоборот. В качестве солистов идут исполнители на музыкальных инструментах, конкретно — скрипач. А аккомпанировать ему будут поющие люди. Получается, опера для солиста, который не поет, а играет, в сопровождении хора musicAeterna.

Солист, который не поет, а играет, — это скрипачка Ксения Гамарис, участница московского струнного ансамбля Rusquartet. В премьере также примет участие артистка оркестра musicAeterna Мария Стратонович. Кроме солирующей скрипки, в постановке задействованы 2 ударника и 25 артистов хора. Все будут одеты в костюмы из серого льна — материала, известного человечеству уже много тысячелетий. По их крою можно будет угадать архетипические «роли» нашего времени — от диктатора до заключенного. Оформление сцены предполагает контрастные формы и текстуры: художник спектакля, лауреат «Золотой Маски» Ксения Перетрухина сделала ставку на сочетание плавных изгибов природных материалов и графичных четких линий кулис и зрительских станков. На планшете сцены появится «райский сад»: будут установлены деревья и рассыпаны яблоки — на каждый спектакль понадобится не меньше 10 килограммов плодов сорта «Слава победителям».

Ксения Перетрухина, художник-постановщик:

— Было важно передать хрупкость и человека, и привычного ему мира. На этот эффект работает прием с отсутствием рабочих сцены и миманса в спектакле, всё придется делать самим артистам. Это для них непривычные занятия и возможная неуверенность и неловкость движений создадут ощущение уязвимости и человеческой хрупкости.

А вот зрителям придется проявить крепость, даже чтобы попасть в зал: на входе им предстоит протиснуться через прорези в резиновом занавесе. Но настоящей активности от зрителей ждут в размышлениях и следовании за поэтом, его голосом — скрипкой. Паунд пытался из многоголосья — нестройного, разноязыкого — собрать материал и перестроить его по-новому. Иными словами, сделать старое новым и, как он мечтал, вечным. «Makе it new»[1] — главный принцип его

художественной мысли. По словам режиссера Семена Александровского, в спектакле пик этого усилия придется на каденцию. Александровский — один из лидеров современной театральной режиссуры, основатель и идеолог «Pop-up театра» в Санкт-Петербурге, известный своей работой в направлении «документальный театр». Чтобы облегчить зрителю внутреннюю работу, режиссер планирует погрузить аудиторию в особое состояние.

Семен Александровский, режиссер-постановщик:

Мы хотим переместить зрителей в ритуальное пространство «путешествия» Паунда. Главная метафора Паунда — это Одиссея, плавание за знанием. Это путешествие уводит нас из мира сегодняшнего и ведет через мир мертвых. Путешествие через загробную жизнь, чтобы оттуда извлечь умершие любовь и свет, которые озарят наше бытие сейчас. Герой должен пройти через царство мертвых, вернуться оттуда живым, вернуться со своей возлюбленной, со своим светом. Для того чтобы этот свет вернуть в мир.

Отправиться в путешествие за светом и открыть самих себя заново с Cantos можно будет 6, 7 и 8 декабря. Премьере будет посвящен третий цикл «Лаборатории современного зрителя». О его начале мы объявим дополнительно.

Напомним, в программе «Лаборатории» два направления: «Открытый мир» и «Открытый театр».

«Открытый мир» — это лекции и творческие встречи с участием авторитетных пермских, российских и мировых экспертов в различных сферах искусств. Вход на мероприятия свободный, но по обязательной предварительной регистрации.

«Открытый театр» адресован зрителям Пермской оперы, желающим получить максимально полное представление о театральной жизни. Обязательное условие участия в программе цикла — приобретение билета на событие, которому он посвящен. Билет должен быть приобретен до вводной лекции.


[1] Известное выражения Эзры Паунда, в переводе означающее: «Сделай это заново».


поиск