17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
08.11.2016
Райский сад на изнанке сцены: в Пермской опере готовится премьера произведения Cantos/Песни

6, 7, 8 декабря в Пермской опере состоится мировая премьера — Cantos/«Кантос» Алексея Сюмака на тексты Эзры Паунда. Спектакль будет представлен на планшете сцены, а всем зрителям можно будет подготовиться к сложной постановке заранее: премьере будет посвящен третий цикл «Лаборатории современного слушателя» и отдельная страница на сайте театра. 

Первая премьера сезона в Пермской опере — произведение Cantos/«Кантос», написанное композитором Алексеем Сюмаком специально по заказу театра. «Песни» (так переводится сantos с греческого) вдохновлены творчеством американского писателя Эзры Паунда (1885—1972), одного из основоположников англоязычной модернистской литературы. 7 частей и 6 речитативов на английском, латинском, греческом, французском и других языках мира постановщики видят как путешествие за знаниями, вдохновленное модернистской мечтой объединения человечества. В атмосферу спектакля, где находит отражение история XX века, зрителей начнут погружать еще на площади перед театром. Камерное действо будет разворачиваться на планшете сцены, а в музыке нет привычного солирующего голоса, но есть солирующий инструмент.

Алексей Сюмак, композитор:

Это опера, но как бы наоборот. В обычной опере, если это моноопера, я все-таки ее так позиционирую — в ней есть главный персонаж, и всё действие сосредоточено на нем. Обычно это певец или певица, которых сопровождает оркестр, какой-то инструментальный состав. У нас всё наоборот. В качестве солистов идут исполнители на музыкальных инструментах, конкретно — скрипач. А аккомпанировать ему будут поющие люди. Получается, опера для солиста, который не поет, а играет, в сопровождении хора musicAeterna.

Солист, который не поет, а играет, — это скрипачка Ксения Гамарис, участница московского струнного ансамбля Rusquartet. В премьере также примет участие артистка оркестра musicAeterna Мария Стратонович. Кроме солирующей скрипки, в постановке задействованы 2 ударника и 25 артистов хора. Все будут одеты в костюмы из серого льна — материала, известного человечеству уже много тысячелетий. По их крою можно будет угадать архетипические «роли» нашего времени — от диктатора до заключенного. Оформление сцены предполагает контрастные формы и текстуры: художник спектакля, лауреат «Золотой Маски» Ксения Перетрухина сделала ставку на сочетание плавных изгибов природных материалов и графичных четких линий кулис и зрительских станков. На планшете сцены появится «райский сад»: будут установлены деревья и рассыпаны яблоки — на каждый спектакль понадобится не меньше 10 килограммов плодов сорта «Слава победителям».

Ксения Перетрухина, художник-постановщик:

— Было важно передать хрупкость и человека, и привычного ему мира. На этот эффект работает прием с отсутствием рабочих сцены и миманса в спектакле, всё придется делать самим артистам. Это для них непривычные занятия и возможная неуверенность и неловкость движений создадут ощущение уязвимости и человеческой хрупкости.

А вот зрителям придется проявить крепость, даже чтобы попасть в зал: на входе им предстоит протиснуться через прорези в резиновом занавесе. Но настоящей активности от зрителей ждут в размышлениях и следовании за поэтом, его голосом — скрипкой. Паунд пытался из многоголосья — нестройного, разноязыкого — собрать материал и перестроить его по-новому. Иными словами, сделать старое новым и, как он мечтал, вечным. «Makе it new»[1] — главный принцип его

художественной мысли. По словам режиссера Семена Александровского, в спектакле пик этого усилия придется на каденцию. Александровский — один из лидеров современной театральной режиссуры, основатель и идеолог «Pop-up театра» в Санкт-Петербурге, известный своей работой в направлении «документальный театр». Чтобы облегчить зрителю внутреннюю работу, режиссер планирует погрузить аудиторию в особое состояние.

Семен Александровский, режиссер-постановщик:

Мы хотим переместить зрителей в ритуальное пространство «путешествия» Паунда. Главная метафора Паунда — это Одиссея, плавание за знанием. Это путешествие уводит нас из мира сегодняшнего и ведет через мир мертвых. Путешествие через загробную жизнь, чтобы оттуда извлечь умершие любовь и свет, которые озарят наше бытие сейчас. Герой должен пройти через царство мертвых, вернуться оттуда живым, вернуться со своей возлюбленной, со своим светом. Для того чтобы этот свет вернуть в мир.

Отправиться в путешествие за светом и открыть самих себя заново с Cantos можно будет 6, 7 и 8 декабря. Премьере будет посвящен третий цикл «Лаборатории современного зрителя». О его начале мы объявим дополнительно.

Напомним, в программе «Лаборатории» два направления: «Открытый мир» и «Открытый театр».

«Открытый мир» — это лекции и творческие встречи с участием авторитетных пермских, российских и мировых экспертов в различных сферах искусств. Вход на мероприятия свободный, но по обязательной предварительной регистрации.

«Открытый театр» адресован зрителям Пермской оперы, желающим получить максимально полное представление о театральной жизни. Обязательное условие участия в программе цикла — приобретение билета на событие, которому он посвящен. Билет должен быть приобретен до вводной лекции.


[1] Известное выражения Эзры Паунда, в переводе означающее: «Сделай это заново».


поиск