17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
17.03.2014
Алексей Мирошниченко: Охрана выгоняет из театра...

Накануне мировой премьеры балета «Голубая птица» главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета и постановщик спектакля Алексей Мирошниченко рассказал изданию Business-class о том, как рождалась новая оригинальная постановка.

— В марте в Пермском театре оперы и балета пройдет мировая премьера вашего нового балета «Голубая птица и принцесса Флорина». В его основу положена всем известная «Синяя птица»?

— Нет, это не пьеса Мориса Метерлинка, у нас совсем другой, совершенно оригинальный балет, которого раньше не существовало.

Его создание — это не одна, а сразу несколько интересных историй: переплетаясь вместе, они должны прозвучать как колокольный звон!

— Алексей Григорьевич, давайте вопреки всему начнем разговор о премьерном балете не с искусства, а с оргвопросов. Какую главную задачу вы ставили перед собой как главный балетмейстер?

— О, задач там решается много: прагматическая, профессиональная, культурологическая, эстетическая и так далее. Если говорить о прагматической, то большая часть балетной труппы часто уезжает на гастроли, а остающихся людей просто недостаточно для показа полноценного спектакля.

Далее — в Пермском хореографическом колледже, с которым мы постоянно сотрудничаем, есть учебный спектакль «Коппелия», который идет давным-давно, обветшал, устарел и всем надоел. Нужна новая постановка, в которой можно занять учащихся всех возрастов от мала до велика.

Все это совпало с настроением: в последнее время особенно остро чувствуется, как все мы в России устали от трудностей, от будничной серости окружающей жизни. И мне захотелось поставить спектакль большой формы и при этом яркий, праздничный, нарядный. Сначала я хотел делать сказку «Дикие лебеди», это очень красивая история, но технологически это оказалось невыполнимо. Главные герои сказки — Элиза и 11 ее братьев-принцев. Значит, мне нужно 11 маленьких принцев, какими они были в детстве, и столько же взрослых принцев; а ведь должны быть еще вторые составы… В итоге пришлось отказаться от этой идеи. И тут возникли принцесса Флорина и Голубая птица.

— Но это герои совсем другого спектакля!

— Правильно, в балете «Спящая красавица» на свадьбу к принцессе Авроре и принцу Дезире приходят герои разных сказок. Там есть и Ослиная шкура, и Золушка, и Синяя борода, и принцесса Флорина с Голубой птицей. Все знают знаменитое па-де-де, но никто не знает, что это за сказка! Я тоже не знал, оказалось, это не обработка народного варианта братьями Гримм или Шарлем Перро, а литературная сказка, причем очень длинная. Написала ее в XVII веке француженка, придворная дама мадам Д’Онуа Мари-Катрин. По мотивам этой сказки я написал либретто.

— Получается, в наше время вы поставили оригинальный классический спектакль?

— Да, и в этом его уникальность. Мы ведь уже привыкли, что если в последнее время речь заходит о классическом спектакле, то это либо реконструкция — сегодняшний тренд, либо перенос спектакля — такой, например, как наш балет «Ромео и Джульетта».

Конечно же, взявшись сегодня за классический спектакль, я занимаюсь маньеризмом: ставлю «Голубую птицу» в стиле позднего Мариуса Петипа, это последнее десятилетие XIX века и первое десятилетие XX века.

Понятно, что хореография моя авторская, но я полностью воспроизвожу стиль, эстетику и структуру, даже иерархию этого спектакля так, как бы сделал это Мариус Петипа. Он ставил в Мариинском, а театр ведь тогда был Императорским, и те, кто содержал его, приходили и видели привычные для себя вещи: тот же дворцовый церемониал. Вы, например, знаете, откуда появилась Фея Сирень в балете «Спящая красавица» и почему она там самая главная? Да потому, что у Марии Федоровны, жены Александра III, сирень была любимым цветком. И это не подхалимство, а искренняя и тонкая благодарность попечителю, который обеспечивал Мариинскому театру бюджет, позволявший прилично содержать большую труппу.

— А где вы взяли музыку для старинной сказки?

— Музыка абсолютно уникальная, ее никто и никогда не слышал. Понятно, что партитуры к «Голубой птице» нет, и мы, занявшись поиском музыки, обнаружили в архиве библиотеки Парижской оперы две партитуры композитора Адольфа Адана, создателя музыки к знаменитым балетам «Жизель», «Корсар» и другим.

Это были рукописные ноты к двум произведениям Адана — «Гентская красавица» и «Питомица фей», и мы их официально купили. Не подлинники, конечно, а отсканированный вариант.

Затем из этих двух партитур я составил музыкальный материал для нашего спектакля, а основную работу проделал Валерий Игнатьевич Платонов, главный дирижер Пермского театра оперы и балета. Он по моей компиляции и по двум рукописным партитурам собрал единую партитуру для нашего балета «Голубая птица и принцесса Флорина». Там надо было дописать музыку для стыковок, собрать все в нужной тональности — огромный, титанический труд.

— Кого вы пригласили делать костюмы и сценографию?

— Костюмы, совершенно роскошные, готовит Татьяна Ногинова, сценограф — известный пермякам Эрнст Гейдебрехт. Мы сразу договорились, что я ставлю хореографию в духе позднего Петипа, а визуальная составляющая будет выдержана в стиле позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Цветовым камертоном для спектакля стала одна из самых красивых книг Средневековья «Великолепный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбург. Это такая бело-голубо-сине-золотая гамма, очень красивая.

— Сюжет вашей «Голубой птицы» — это, конечно же, сказочная love story?

— Да, сюжет простой, как во всех сказках, и одновременно сложный, ведь все сказки основаны на архетипических образах, сидящих глубоко в подсознании. Скажем, та же птица в ряде культур является тотемным образом и выражает желание установить связь с миром мертвых. Но это глубоко, а если коротко, то счастью главных героев позавидовала злая колдунья и превратила принца Шармана в Голубую птицу. Ему на помощь придет дочь короля Гвенаэля принцесса Флорина, но превратить его обратно в человека она сможет только ценой собственной жизни. А жить без своей любимой принц не сможет и умрет от горя.

Как автор либретто имена главным героям (кроме Флорины) я дал сам, для чего изучил справочник старинных французских имен. Ведьму у меня зовут Мадельгарда, по созвучию с французским словом mal — плохой, дурной.
В сказке еще много сюжетных ходов и много персонажей, в спектакле заняты 150 танцовщиков.

— У балетной труппы только что прошли гастроли в нескольких странах, состоялось выступление в Сочи, предстоит мировая премьера «Голубой птицы», идет подготовка номеров к «Арабеску»… Как удается все это совместить?

— Сегодня подписал у директора приказ о продлении времени репетиций балетной труппы до 23.30, а то в 22.00 охрана начинает всех из театра выгонять. А начинаем репетиции мы в 10 утра. Вот и весь секрет: работа, работа, работа. Но если бы все упиралось только в это.

Нам недостаточно сегодня той материально-технической базы, которая есть, особенно в условиях кадровой конкуренции с главными российскими театрами — Мариинским и Большим. Они построили себе новые сцены, получили безразмерные бюджеты и сейчас чуть ли не со второго курса Пермского хореографического колледжа начинают вербовать себе кадры. Наш театр успешно конкурирует в творческом плане, но не может конкурировать в финансовом. Пермский балет — это уникальная труппа, а Пермский театр оперы и балета — это единственный музыкальный театр на весь огромный край. И это все надо беречь.

Вопросы задавала Ольга Яковлева |  Газета Business-class

поиск