Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
15.07.2014
Марк де Мони: «Каждый спектакль мы будем готовить максимально тщательно»

Генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета прокомментировал творческие планы на сезон 2014/2015

— На заключительной пресс-конференции Дягилевского фестиваля вы сообщили о том, что объявляете «смерть халтуре» и будете бороться за качество в ущерб количеству: репертуарная сетка станет просторнее, и каждый репертуарный спектакль будет подготовлен не хуже фестивального. Что это означает в реальности?

— Говоря о том, что в театре всегда должна быть атмосфера фестиваля, мы имеем в виду в первую очередь открытость, возможность встретиться с интересными людьми. Прекрасный опыт работы фестивального клуба показал, что в театре есть место лекциям, беседам, обсуждениям спектаклей. Это создаёт особый настрой у публики, и мы будем стремиться сделать театр местом встреч.

Обеспечить фестивальное качество каждого спектакля мы, конечно, не берёмся. Тем не менее мы будем каждый спектакль готовить максимально тщательно. Мы оставили в репертуаре меньше названий, и каждое представление будем репетировать на сцене два—три дня в костюмах, с декорациями, со светом, чтобы всё подогнать и выверить.

— Сколько же представлений в результате увидит зритель?

— Вместе с концертами у нас будет 216 представлений за сезон.

Мы составляли репертуарный план очень тщательно, продуманно, с большой любовью и вниманием к зрителю. Когда сцена будет занята репетициями, у нас пойдут камерные концерты в фойе или на других площадках, например, в Доме Дягилева. Их программы будут не случайными, а тематически «увязанными» с основным репертуаром. Так, когда мы в сентябре закроем театр на подготовку к выпуску «Дон Жуана» — последней оперы из трилогии Моцарта — Да Понте, в Доме Дягилева пройдёт цикл камерных концертов из произведений Моцарта.

В будущем сезоне у нас появится новая репетиционная и концертная площадка — зал Дворца культуры им. Ленина, и там в то же время, когда театр будет закрыт на подготовку к выпуску «Дон Жуана», большой симфонический оркестр под управлением Валерия Платонова будет давать новую концертную программу с музыкой из оперетт. С этой же программой он поедет в Чердынь и Березники.

— Что означает «минимум названий» в репертуаре?

— У нас будет 16 опер, если считать те три, что планируются к постановке в будущем сезоне: «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Сказки Гофмана», «Князь Игорь», «Носферату», «Королева индейцев», «Севильский цирюльник», «Дуэнья», «Евгений Онегин», «Травиата», «Синдерелла», «Орфей», «Орлеанская девственница», «Царская невеста» и «Борис Годунов». Четыре детские программы: «Малахитовая шкатулка», «Призраки Рождества», «Петя и волк» и новая опера «Дедушка Лир».

У нас 11 «полноразмерных» балетов («Лебединое озеро», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Коппелия», «Принцесса Флорина и Голубая птица», «Сильфида», «Спящая красавица» и «Дафнис и Хлоя») и восемь программ одноактных балетов, считая новые постановки «Зимние грёзы» и оперы-балеты Шостаковича — «Оранго» и «Условно убитый», который будет готов к Дягилевскому фестивалю 2015 года.

Кроме того, мы за сезон подготовим восемь концертных исполнений опер («Пиковая дама», «Иоланта», «Тоска», «Кармен», «Сельская честь» Масканьи, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Пассажирка» Вайнберга и «Сестра Анджелика» Пуччини).

— Можно подробнее о премьерах?

— «Дон Жуана» мы ставим уже в сентябре, запланировано шесть представлений с 21 по 28 сентября. За постановку взялась режиссёр из Аргентины Валентина Карраско из знаменитой каталонской труппы La Fura dels Baus.

«Сказки Гофмана» запланированы на январь 2015 года, их ставит гречанка Катерина Евангелатос — выпускница мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСе. Дирижёром-постановщиком, как и в «Дон Жуане», будет Теодор Курентзис. Катерина уже побывала в Перми и провела кастинг.

В марте планируется премьера новой постановки «Князя Игоря» Бородина, которую делают ещё одна женщина-режиссёр — Сигрид Т’Хуфт из Бельгии и главный дирижёр театра Валерий Платонов. Они попытаются реконструировать первую постановку 1890 года в Мариинском театре во всей её статичности, в тяжёлых исторических костюмах, которые делает знаток истории театрального костюма Штефан Дитрих. Конечно, в наше время это уже стилевой приём, уже маньеризм...

Такой у нас получается женский оперный сезон. И не только благодаря режиссёрам: в «Дон Жуане» и в «Сказках Гофмана» говорится о женщинах, о любви, и в «Князе Игоре» тоже есть Ярославна.

Детскую оперу «Дедушка Лир» ставит режиссёрский дуэт, Маша и Слава (Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов — ред.), которые поставили в «Сцене-Молот» «Сказку, которая не была написана». У них такой синтез-театр, в котором есть и живые актёры, и куклы, и всякие фокусы.

Балетный спектакль «Зимние грёзы» — это вечер английской хореографии, которую так любит и хорошо знает наш главный балетмейстер Алексей Мирошниченко. Этот спектакль — его давняя мечта. Три поколения английской хореографии — «Конькобежцы» Фредерика Аштона на музыку Джакомо Мейербера, «Зимние грёзы» Кеннета Макмиллана на музыку Петра Ильича Чайковского и на сюжет «Трёх сестёр» и новый балет, который по заказу нашего театра ставит Даглас Ли. Мы с ним уже работали: он был одним из постановщиков балетного вечера «Видеть музыку».

Вторая балетная премьера — подарок вдовы Дмитрия Шостаковича. Она обратилась к нам с предложением поставить два произведения Шостаковича — балеты с пением «Оранго» и «Условно убитый». «Оранго» — это опера, которая считалась утерянной и в 2004 была найдена в архивах Музея им. Глинки. «Условно убитый» был поставлен один раз в России — в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле и один раз за рубежом — в 2013 году в Люцерне.

Ставить в Перми эти оперы-балеты будет сам Алексей Мирошниченко.

— Оперные премьеры, показы недавних премьер, таких как «Королева индейцев» или «Носферату», будут делаться с приглашёнными певцами или силами труппы?

— У нас принят на работу новый директор оперной труппы, он же директор по кастингу — Сергей Стильмашенко. Это вообще-то довольно известный певец родом из Украины, он 20 лет жил в Канаде, а свою оперную карьеру завершил в «Гранд Опера» в Париже. У него пока нет опыта административной работы, но он хорошо разбирается в голосах и ориентируется, так скажем, на рынке оперных голосов. Мы надеемся, что ему удастся выстроить труппу, которая сможет исполнять все наши репертуарные спектакли.

— Судя по вашей сложной репертуарной таблице, планируется много концертов?

— Будет около 60 камерных и более 20 симфонических концертов, прозвучат произведения Гайдна, Шумана, Моцарта, Рахманинова, Шостаковича, Дворжака, Рамо и многих других композиторов, а также все девять симфоний Бетховена.

— Это всё — под руководством Теодора Курентзиса?

— Нет, мы будем сотрудничать с разными дирижёрами, главным приглашённым дирижёром этого сезона будет Андрес Мустонен из Эстонии, он будет музыкальным руководителем концертного исполнения «Пиковой дамы». Концертное исполнение «Пеллеаса и Мелизанды» подготовит и проведёт француз Франк Оллю, Девятой симфонией Бетховена будет дирижировать японец Масааки Судзуки.

Со своими проектами выступят и штатные дирижёры театра: Валентин Урюпин будет дирижировать концертным исполнением «Тоски», а Андрей Данилов — операми «Сельская честь» и «Сестра Анджелика».

Валерий Платонов подготовит несколько симфонических программ, а также будет музыкальным руководителем постановки «Князя Игоря».

— Что за история у вас разворачивается с фестивалем в Экс-ан-Провансе?

— Ну, вы знаете, Экс-ан-Прованс — крупнейший в мире фестиваль оперы и классической музыки. Его отношения с Теодором Курентзисом сложились не вчера: этот фестиваль участвовал в копродукции с Королевским театром Мадрида и Лионской оперой в создании дилогии «Иоланта» Чайковского/«Персефона» Стравинского, поставленной в Мадриде Курентзисом и режиссёром Питером Селларсом. Позже директор Экса Бернар Фокруль побывал на «Королеве индейцев» в Мадриде, его очень впечатлил хор MusicAeterna, и он пригласил выступить на фестивале в Эксе в июле 2015 года с программой из музыки Стравинского, а также принять участие в фестивальных постановках опер «Альцина» Генделя и «Похищение из сераля» Моцарта.

«Альцину» ставит Кэти Митчелл, режиссёр, который нам очень интересен, и мы ведём переговоры о копродукции. Надеемся, что осенью 2015 года Кэти поставит у нас «Альцину». Но это уже следующий сезон...

— Ещё одна необычная история будущего сезона — это «машинный балет» Ромео Кастеллуччи...

— Это фестивальный проект наш совместно с Рурской триеннале, постановка «Весны священной», где вместо танцовщиков — такой большой прозрачный аквариум, куда сверху распыляется костная мука, которая при помощи системы компьютеров образует в жидкости трёхмерные абстракции. Эта установка стоит 1,6 млн евро, Рурская триеннале оплатила механизмы, но на приезд живого оркестра у них уже денег не хватило, и поэтому на триеннале в Дуйсбурге в августе перформанс пойдёт под запись этой музыки в исполнении оркестра MusicAeterna. У нас же на следующем Дягилевском фестивале он будет исполнен под живую музыку.

— Судя по всему, следующий Дягилевский фестиваль снова будет эпатировать публику спорными проектами?

— Там будет «Весна священная» Кастеллуччи, концерт хоровой музыки Стравинского с фестиваля в Экс-ан-Провансе, а откроется фестиваль премьерой «Оранго» и «Условно убитого». Будут и ещё фестивальные проекты, по которым ещё не закончились переговоры. Думаю, мы узнаем программу точно осенью нынешнего года. Завершится Дягилевский фестиваль 2015 года, по традиции, концертом фестивального оркестра с Пятой симфонией Малера.

Беседовала Юлия Баталина

поиск