19 октября 2019
Сегодня
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
  • Ноябрь
15.07.2014
Марк де Мони: «Каждый спектакль мы будем готовить максимально тщательно»

Генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета прокомментировал творческие планы на сезон 2014/2015

— На заключительной пресс-конференции Дягилевского фестиваля вы сообщили о том, что объявляете «смерть халтуре» и будете бороться за качество в ущерб количеству: репертуарная сетка станет просторнее, и каждый репертуарный спектакль будет подготовлен не хуже фестивального. Что это означает в реальности?

— Говоря о том, что в театре всегда должна быть атмосфера фестиваля, мы имеем в виду в первую очередь открытость, возможность встретиться с интересными людьми. Прекрасный опыт работы фестивального клуба показал, что в театре есть место лекциям, беседам, обсуждениям спектаклей. Это создаёт особый настрой у публики, и мы будем стремиться сделать театр местом встреч.

Обеспечить фестивальное качество каждого спектакля мы, конечно, не берёмся. Тем не менее мы будем каждый спектакль готовить максимально тщательно. Мы оставили в репертуаре меньше названий, и каждое представление будем репетировать на сцене два—три дня в костюмах, с декорациями, со светом, чтобы всё подогнать и выверить.

— Сколько же представлений в результате увидит зритель?

— Вместе с концертами у нас будет 216 представлений за сезон.

Мы составляли репертуарный план очень тщательно, продуманно, с большой любовью и вниманием к зрителю. Когда сцена будет занята репетициями, у нас пойдут камерные концерты в фойе или на других площадках, например, в Доме Дягилева. Их программы будут не случайными, а тематически «увязанными» с основным репертуаром. Так, когда мы в сентябре закроем театр на подготовку к выпуску «Дон Жуана» — последней оперы из трилогии Моцарта — Да Понте, в Доме Дягилева пройдёт цикл камерных концертов из произведений Моцарта.

В будущем сезоне у нас появится новая репетиционная и концертная площадка — зал Дворца культуры им. Ленина, и там в то же время, когда театр будет закрыт на подготовку к выпуску «Дон Жуана», большой симфонический оркестр под управлением Валерия Платонова будет давать новую концертную программу с музыкой из оперетт. С этой же программой он поедет в Чердынь и Березники.

— Что означает «минимум названий» в репертуаре?

— У нас будет 16 опер, если считать те три, что планируются к постановке в будущем сезоне: «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Сказки Гофмана», «Князь Игорь», «Носферату», «Королева индейцев», «Севильский цирюльник», «Дуэнья», «Евгений Онегин», «Травиата», «Синдерелла», «Орфей», «Орлеанская девственница», «Царская невеста» и «Борис Годунов». Четыре детские программы: «Малахитовая шкатулка», «Призраки Рождества», «Петя и волк» и новая опера «Дедушка Лир».

У нас 11 «полноразмерных» балетов («Лебединое озеро», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Коппелия», «Принцесса Флорина и Голубая птица», «Сильфида», «Спящая красавица» и «Дафнис и Хлоя») и восемь программ одноактных балетов, считая новые постановки «Зимние грёзы» и оперы-балеты Шостаковича — «Оранго» и «Условно убитый», который будет готов к Дягилевскому фестивалю 2015 года.

Кроме того, мы за сезон подготовим восемь концертных исполнений опер («Пиковая дама», «Иоланта», «Тоска», «Кармен», «Сельская честь» Масканьи, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Пассажирка» Вайнберга и «Сестра Анджелика» Пуччини).

— Можно подробнее о премьерах?

— «Дон Жуана» мы ставим уже в сентябре, запланировано шесть представлений с 21 по 28 сентября. За постановку взялась режиссёр из Аргентины Валентина Карраско из знаменитой каталонской труппы La Fura dels Baus.

«Сказки Гофмана» запланированы на январь 2015 года, их ставит гречанка Катерина Евангелатос — выпускница мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСе. Дирижёром-постановщиком, как и в «Дон Жуане», будет Теодор Курентзис. Катерина уже побывала в Перми и провела кастинг.

В марте планируется премьера новой постановки «Князя Игоря» Бородина, которую делают ещё одна женщина-режиссёр — Сигрид Т’Хуфт из Бельгии и главный дирижёр театра Валерий Платонов. Они попытаются реконструировать первую постановку 1890 года в Мариинском театре во всей её статичности, в тяжёлых исторических костюмах, которые делает знаток истории театрального костюма Штефан Дитрих. Конечно, в наше время это уже стилевой приём, уже маньеризм...

Такой у нас получается женский оперный сезон. И не только благодаря режиссёрам: в «Дон Жуане» и в «Сказках Гофмана» говорится о женщинах, о любви, и в «Князе Игоре» тоже есть Ярославна.

Детскую оперу «Дедушка Лир» ставит режиссёрский дуэт, Маша и Слава (Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов — ред.), которые поставили в «Сцене-Молот» «Сказку, которая не была написана». У них такой синтез-театр, в котором есть и живые актёры, и куклы, и всякие фокусы.

Балетный спектакль «Зимние грёзы» — это вечер английской хореографии, которую так любит и хорошо знает наш главный балетмейстер Алексей Мирошниченко. Этот спектакль — его давняя мечта. Три поколения английской хореографии — «Конькобежцы» Фредерика Аштона на музыку Джакомо Мейербера, «Зимние грёзы» Кеннета Макмиллана на музыку Петра Ильича Чайковского и на сюжет «Трёх сестёр» и новый балет, который по заказу нашего театра ставит Даглас Ли. Мы с ним уже работали: он был одним из постановщиков балетного вечера «Видеть музыку».

Вторая балетная премьера — подарок вдовы Дмитрия Шостаковича. Она обратилась к нам с предложением поставить два произведения Шостаковича — балеты с пением «Оранго» и «Условно убитый». «Оранго» — это опера, которая считалась утерянной и в 2004 была найдена в архивах Музея им. Глинки. «Условно убитый» был поставлен один раз в России — в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле и один раз за рубежом — в 2013 году в Люцерне.

Ставить в Перми эти оперы-балеты будет сам Алексей Мирошниченко.

— Оперные премьеры, показы недавних премьер, таких как «Королева индейцев» или «Носферату», будут делаться с приглашёнными певцами или силами труппы?

— У нас принят на работу новый директор оперной труппы, он же директор по кастингу — Сергей Стильмашенко. Это вообще-то довольно известный певец родом из Украины, он 20 лет жил в Канаде, а свою оперную карьеру завершил в «Гранд Опера» в Париже. У него пока нет опыта административной работы, но он хорошо разбирается в голосах и ориентируется, так скажем, на рынке оперных голосов. Мы надеемся, что ему удастся выстроить труппу, которая сможет исполнять все наши репертуарные спектакли.

— Судя по вашей сложной репертуарной таблице, планируется много концертов?

— Будет около 60 камерных и более 20 симфонических концертов, прозвучат произведения Гайдна, Шумана, Моцарта, Рахманинова, Шостаковича, Дворжака, Рамо и многих других композиторов, а также все девять симфоний Бетховена.

— Это всё — под руководством Теодора Курентзиса?

— Нет, мы будем сотрудничать с разными дирижёрами, главным приглашённым дирижёром этого сезона будет Андрес Мустонен из Эстонии, он будет музыкальным руководителем концертного исполнения «Пиковой дамы». Концертное исполнение «Пеллеаса и Мелизанды» подготовит и проведёт француз Франк Оллю, Девятой симфонией Бетховена будет дирижировать японец Масааки Судзуки.

Со своими проектами выступят и штатные дирижёры театра: Валентин Урюпин будет дирижировать концертным исполнением «Тоски», а Андрей Данилов — операми «Сельская честь» и «Сестра Анджелика».

Валерий Платонов подготовит несколько симфонических программ, а также будет музыкальным руководителем постановки «Князя Игоря».

— Что за история у вас разворачивается с фестивалем в Экс-ан-Провансе?

— Ну, вы знаете, Экс-ан-Прованс — крупнейший в мире фестиваль оперы и классической музыки. Его отношения с Теодором Курентзисом сложились не вчера: этот фестиваль участвовал в копродукции с Королевским театром Мадрида и Лионской оперой в создании дилогии «Иоланта» Чайковского/«Персефона» Стравинского, поставленной в Мадриде Курентзисом и режиссёром Питером Селларсом. Позже директор Экса Бернар Фокруль побывал на «Королеве индейцев» в Мадриде, его очень впечатлил хор MusicAeterna, и он пригласил выступить на фестивале в Эксе в июле 2015 года с программой из музыки Стравинского, а также принять участие в фестивальных постановках опер «Альцина» Генделя и «Похищение из сераля» Моцарта.

«Альцину» ставит Кэти Митчелл, режиссёр, который нам очень интересен, и мы ведём переговоры о копродукции. Надеемся, что осенью 2015 года Кэти поставит у нас «Альцину». Но это уже следующий сезон...

— Ещё одна необычная история будущего сезона — это «машинный балет» Ромео Кастеллуччи...

— Это фестивальный проект наш совместно с Рурской триеннале, постановка «Весны священной», где вместо танцовщиков — такой большой прозрачный аквариум, куда сверху распыляется костная мука, которая при помощи системы компьютеров образует в жидкости трёхмерные абстракции. Эта установка стоит 1,6 млн евро, Рурская триеннале оплатила механизмы, но на приезд живого оркестра у них уже денег не хватило, и поэтому на триеннале в Дуйсбурге в августе перформанс пойдёт под запись этой музыки в исполнении оркестра MusicAeterna. У нас же на следующем Дягилевском фестивале он будет исполнен под живую музыку.

— Судя по всему, следующий Дягилевский фестиваль снова будет эпатировать публику спорными проектами?

— Там будет «Весна священная» Кастеллуччи, концерт хоровой музыки Стравинского с фестиваля в Экс-ан-Провансе, а откроется фестиваль премьерой «Оранго» и «Условно убитого». Будут и ещё фестивальные проекты, по которым ещё не закончились переговоры. Думаю, мы узнаем программу точно осенью нынешнего года. Завершится Дягилевский фестиваль 2015 года, по традиции, концертом фестивального оркестра с Пятой симфонией Малера.

Беседовала Юлия Баталина

поиск