17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
26.11.2014
Алексей Мирошниченко: «Я уже готов поздравить пермского зрителя с таким красивым проектом»

— Судя по описанию в пресс-релизах, это будет нечто красивое и прекрасное, при этом будут представлены три абсолютно разных почерка хореографов.

— Не хочу забегать вперед, но все-таки поздравляю уже пермского зрителя с таким красивым проектом. Идея была, когда мы обсуждали перекрестный год Великобритании в России, России в Великобритании. Правда, Великобритания отменила год у себя, но мы не отменяли. Искусство всегда выше политики, это еще раз подтверждает, что оно признано не разъединять, а объединять людей. Отправная точка была отсюда. У меня поначалу вообще было ощущение, когда я придумал этот проект: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Мы придумали его давно, и он был под большим сомнением, потому что это и лицензии, и сроки и графики приезда репетиторов, финансовая сторона, масса других проблем. Все-таки мы решили это делать, и логично представить три поколения британских хореографов. Это два классика, сэр Фредерик Аштон, сэр Кеннет Макмиллан, которого мы уже знаем по балету «Ромео и Джульетта». И Даглас Ли.

— Тоже известный Перми.

— Есть еще два хореографа, которых можно поставить в этот ряд — Уэйн Макгрегор и Кристофер Уилдон. Но они не то чтобы затасканы, но уже это не будет чем-то новым. Кристофер Уилдон работал в Большом театре, балет Уэйна Макгрегора тоже уже показывали, они были в Мариинском театре. И потом, это не будет эксклюзив. А я хотел, чтобы один балет был поставлен специально для труппы. И единственное условие я дал Дагласу — чтобы на зимнюю тему. Он придумал «Когда падал снег». Таким образом, вы правильно перечислили, («Конькобежцы», «Зимние грезы», «Когда падал снег»), весь вечер начинается «Зимние грезы», как поэтический сборник по названию одного из входящих в него стихотворений.

— Это чтобы нам было легче переносить нашу долгую зиму.

— Да. Сам балет «Зимние грезы» Макмиллана настолько пермский, что я не знаю, что можно еще придумать. В Перми замечательная зима. В Петербурге минус 15, я ехал и спросил специально водителя, отваливается нос из-за влажности. Здесь, если ты нормально одет, то можешь гулять по улице часами. Понимаете? Особенно если нет ветра. Балет «Зимние грезы» на музыку Чайковского написан и поставлен по мотивам «Трех сестер» Чехова. А «Три сестры» Чехова — прообразами были пермские сестры Циммерман…

— В следующем году еще у Чайковского юбилей.

— Да. А еще вы же знаете эпиграф, что действие у Чехова происходит в городе, похожем на Пермь. Можно ли еще более пермский проект сочинить? И я поздравляю с тем, что появился еще один пермский зимний спектакль, который можно показывать кроме «Щелкунчика». Это абсолютно сезонный спектакль будет, понятно, что мы его будем показывать и в другое время года, как «Щелкунчика» мы можем показать в июне, но логично это делать все-таки зимой.

— «Конькобежцы» известная классическая постановка, у нас для многих неизвестна. Когда балет работает над этим спектаклем, с какой сложностью сталкиваются артисты? Это перенос?

— Это перенос балета, который идет в Ковент-гарден сегодня, и все. Это как раз не очень известный балет во всем мире, стильный винтаж абсолютно. Язык классического танца, неоклассика, пуантная лексика. Выбирая проект, мы думаем, что это должно быть не только красивое название, не просто подходить под какой-то там конъюнктурный параметр. Это обязательно должен быть хореографический текст определенного уровня, который должна произносить пермская балетная труппа своими телами. Тексты определяют уровень и состояние. Если мы будем произносить тексты плохого качества, мы ведь тоже танцуем балеты из направления dance, только меньше, гениальная «Свадебка» Киллиана, это dance-направление, но мы не можем все время танцевать только dance, мы превратимся из классической труппы в совершенно другую. Поэтому все три балета — пуантная лексика, основа классический танец, никаких трудностей здесь нет, трудности только временные, очень сжатые сроки. И потом, чисто физически балет — тяжелая профессия, все три балета разные, «Конькобежцы» более танцевальный…

— Но они все бессюжетные?

— Нет, почему? «Три сестры» — абсолютно сюжетный балет, сам балет «Зимние грезы» — это «Три сестры». Как же он не сюжетный? Ольга, Ирина, Наталья, Соленый, Тузенбах, Вершинин — как это?

— То есть это не на тему, а есть определенный сюжет?

— Практически да.

— А что касается постановки Дагласа Ли, что он придумывает?

— Конечно же, как и любой современный балет практически. Еще Баланчин говорил, что в любом абстрактном балете все равно есть сюжет. Возьмите «Серенаду», «Балле Империал», там есть сюжет все равно.

— Который идет от музыкального материала.

— Конечно. Мы ведь говорили с вами об этом, еще когда выпускали балет «Видеть музыку» в 2010 году.

— А что касается исполнителей?

— Вся труппа.

— И опять некоторым приходится танцевать и в том, и в другом балете?

— Мы стараемся, чтобы этого не было. Сегодня я объяснял балерине Моисеевой, почему желательно, чтобы она не танцевала премьеру «Конькобежцев», потому что она предполагается как Ольга на премьеру «Зимних грез». У нас замечательный первый состав, Моисеева, Домрачева и Билаш, но хотелось бы, чтобы их не было в первом балете, потому что психологически нужно настроиться, понимаете? Не за 20 минут перескочить из одного костюма в другой, нужно еще прическу сделать совершенно другую, перенастроиться и все. Поэтому здесь сложно, еще будет разговор с постановщиком, который вернется, чтобы выпускать. Если он предпочтет показывать все три премьерных вечера один и тот же состав, тогда это один разговор. Если мне все-таки удастся, конечно, как руководитель труппы я буду настаивать на том, чтобы показать два состава. Это еще в процессе, я сам не знаю, как это будет.

— Балетная труппа сейчас собирается опять на новые гастроли?

— Мы едем в Петербург на фестиваль «Дягилев P.S.», это закономерно, что фестиваль дягилевский, и там еще не видели ни «Свадебки» Киллиана, ни «Шута» в моей постановке. Это, кстати, программа, которую мы возили в театр «Реал». Уже многие высасывают из пальца какие-то дягилевские проекты, а «Шута» не видели. Более дягилевского проекта представить себе нельзя, поэтому мы прервем на три дня постановочные репетиции и съездим в Петербург.

— Вот только хотела спросить, когда ж репетировать-то? К счастью для любителей классического балета, 30-31 можно будет сходить и посмотреть «Щелкунчика».

— И 24, 25, 29, не только 30 и 31, еще и 3 января.

— Это такой спектакль-подарок? Для танцовщиков отдельное напряжение перед Новым годом.

— Для танцовщиков-то как раз совсем не подарок, потому что мы работаем утро-вечер, репетируем при этом французскую программу, уезжаем по традиции 4 января. Это как раз подарок для зрителей.

— Несколько слов для тех, кто по каким-то причинам не заводил такую традицию — заканчивая год, ходить с друзьями не в баню, а на «Щелкунчика»? Я разговаривала со знакомыми, они говорят: «Ну что ты, это детская сказка! Зачем нам туда идти?»

— Во-первых, вам там не будут читать книжку. Во-вторых, сказка совсем не детская. В-третьих, выпить можно в антракте и после, тем более что 31 декабря спектакль начинается в 18 часов. Можно и спектакль посмотреть, и к оливье подсесть.

— Но самое главное – сам спектакль.

— Конечно. Что плохого в сказке, разве взрослый не может ее посмотреть? Это действительно сказка с божественной музыкой, воспоминаниями детства, понимаете? Предвкушение Нового года. И потом, вы же идете смотреть балет, а что такое балет? Это кастовая профессия, люди будут танцевать не так, как люди танцуют в быту. Профессионально (смеется).

— Вы можете сделать свою жизнь прекрасной до Нового года. Я желаю вашей труппе сил.

— Спасибо, а я в свою очередь приглашаю дорогих зрителей и гостей города на наши спектакли, особенно на премьеру «Зимние грезы» и на балет «Щелкунчик». И ходить в предновогодний вечер на балет «Щелкунчик» уже давно стало правилом хорошего тона.

Вопросы задавала Нина Соловей | «Эхо Москвы в Перми» 

поиск