Журнал
  • Июнь
    01
  • Июль
13.04.2018
«Арабеск» открыли Мариус Петипа и Лев Толстой

Весьма неожиданным, можно сказать экстраординарным, оказалось торжественное открытие XV юбилейного Всероссийского конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.


Автор – Эдвард Тихонов

Фото Эдварда Тихонова


Начало не предвещало ничего необычного. Прежде всего по традиции прозвучало приветственное слово губернатора пермского края Максима Решетникова. Но затем на авансцену вышел художественный руководитель конкурса и председатель жюри Владимир Викторович Васильев, и переполненный зал потрясла громовая овация. Как и тридцать лет назад на первом «Арабеске», легендарный артист, режиссер, хореограф, педагог, художник, поэт подкупил зрителей обаянием облика, задушевностью речи, простой по форме и глубокой по содержанию. Однако предложенная им программа вечера не только заинтриговала, но многих, должно быть, и озадачила. Два концертных отделения посвящались двум гениям мировой культуры: хореографу Мариусу Петипа и писателю Льву Николаевичу Толстому. Если с Петипа все понятно: в марте балетный мир отметил двухсотлетие со дня рождения великого хореографа, чьи шедевры составляют репертуар любой значительной труппы и, в частности, конкурсные программы «Арабеска», то имя великого писателя, как известно, не жаловавшего балет, могло вызвать по меньшей мере недоумение.

Однако Владимир Васильев убедительно объяснил дерзкую, если ни сказать безумную, идею. В его творческой мастерской не первый год подряд занимаются молодые хореографы. Тема – большая литература: Андрей Платонов, Виктор Астафьев, Василий Шукшин. «Арабеск – 2016» открывал спектакль «Живые души», созданный по мотивам произведений Николая Гоголя. И вот теперь – Толстой. В честь его 190-летия шесть молодых хореографов поставили свои маленькие балеты и показали их пермякам. Задача была усложнена дополнительным условием: использовать еще неосвоенные балетом рассказы писателя.

По меткому наблюдению Владимира Викторовича, Петипа и Толстой были современниками: с десятилетним различием в возрасте. Оба жили и творили в России во второй половине XIX века и ушли из жизни в 1910-м. Похороны Толстого стали общенациональным событием, а за гробом Петипа в Петербурге шли несколько ценивших его коллег. Вот вам еще один аргумент в пользу соединения двух гениев со столь различными судьбами.


Автор – Эдвард Тихонов

Фото Эдварда Тихонова


Что же получилось в результате? Получился, без преувеличения, если не уникальный, то удивительно интересный и содержательный спектакль-концерт. В первом отделении на сцене царил Петипа, представленный гостями конкурса, известными артистами – лауреатами предыдущих «Арабесков». Победительно и ярко выступили Эрнест Латыпов (II премия, 2014), Мидори Терада и Койя Окава (II и I премии соответственно, 2012), Аманда Гомес (II премия, 2014) и Михаил Тимаев (диплом, 2008). «Заставкой» к этому параду мастерства стала массовая композиция Петипа «Танец часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Номер, исполненный учащимися пермского хореографического училища, наглядно показал, как проходит путь к вершинам профессии. А тех, кто уже их освоил, горячо принимал отзывчивый пермский зритель. Особый успех снискали солисты пермского театра оперы и балета Инна Билаш и Никита Четвериков (оба – I премия, 2014). Они танцевали технически безупречно, всем существом проникая в поэтическую суть па-де-де Никии и Солора в картине «Тени» из «Баядерки» Людвига Минкуса. Но настоящий фурор произвели гости из Мариинского театра – юная солистка Рената Шакирова и премьер Кимин Ким (обладатель Гран-при «Арабеска», 2012).

По контрасту с праздничным настроем первого отделения, второе – «толстовское» – погрузило зрителей в мир серьезных, порой трагически неразрешимых противоречий общества и человеческой личности. Главными героями здесь стали хореографы Алексей Расторгуев, Павел Глухов, Дмитрий Антипов, Юлия Бачева, Константин Кейхель, Александр Могилев – также лауреаты «Арабесков». Не спасовав перед труднейшими заданиями, они выбрали заинтересовавшее их произведение и с большим или меньшим успехом нашли свой ключ к воплощению психологических коллизий и философских идей таких сочинений, как «После бала», «Севастопольские рассказы», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Хозяин и работник», «Записки сумасшедшего». Сложные для восприятия, эти работы, превосходно исполненные артистами Театра «Балет Евгения Панфилова», вызвали живую реакцию аудитории и были одобрены руководителем мастерской. Владимир Васильев достиг поставленной цели: привить хореографам вкус к настоящей литературе, чтобы на ее основе создавать содержательные балеты в противовес модным нынче пустопорожним поделкам, ничего не говорящим ни уму, ни сердцу.

Автор – Эдвард Тихонов

Фото Эдварда Тихонова


Под занавес вечера-открытия над сценой появился портрет Льва Толстого. Великий писатель взирал на «племя младое, незнакомое» внимательно, но без осуждения. Возможно, будь он в зале, балетное искусство уже не показалось бы ему бессмысленной затеей.

Ольга Розанова, кандидат искусствоведения, член жюри прессы

поиск