12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Журнал
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
  • Декабрь
  • Январь
18.10.2019
Между Бомелием и Хайзенбергом: «Царская невеста» в разрезе сериалов

Уже 23 октября на сцене театра — «Царская невеста». В остросюжетной опере Николая Римского-Корсакова есть страсть, измена, шантаж, политические игры и любовные сделки — словом все то, из чего обычно сплетены сериалы. Мы провели ряд параллелей между знаковой русской оперой и современными многосерийными блокбастерами. Внимание (театралам и киноманам): возможны спойлеры!


Игра престолов

propr0014.jpg

© HBO


Сочинение Римского-Корсакова — одна из многих опер, в которой использован классический ход с отравлением героя. Бедная Марфа становится жертвой разрушительной страсти Грязного и жгучей ревности Любаши, однако гибнет не просто купеческой дочерью, но царской невестой. 

В сериалах подобных сюжетных хуков не меньше. Среди самых известных примеров гибель Джоффри в четвертом сезоне «Игры престолов». Правда, в данном случае отношение к персонажу диаметрально противоположное. Какой зритель не мечтал о смерти омерзительного садиста на троне из клана Баратеонов — спасибо за коварство Оленне Тирелл и Петиру Бейлишу. Драматизма в этом эпизоде не меньше, чем в «Царской»: в конце концов, любой яд — мощный сюжетный катализатор.

Во все тяжкие

2x13_Wayfarer_crash.png

© AMC


Покои лекаря Елисея Бомелия становятся настоящей обителью зла. Здесь варятся приворотные зелья, которые легко превращаются в смертельные, если это будет на руку Бомелию и его заказчикам. Такой преступный цинизм ломает конкретные судьбы и ход самой истории.

Не напоминает Хайзенберга из сериала «Во все тяжкие»? Бывший учитель химии готовит свое зелье в форме таблеток. Работа его нарколаборатории тоже приводит к частным и большим катастрофам. Например, во втором сезоне Хайзенберг позволяет умереть от передозировки Джейн — девушке его подельника Джесси. Смерть дочери выбивает из колеи ее отца, работающего авиадиспетчером. В итоге, из-за его ошибки в столкновении двух самолетов погибают более 160 пассажиров. 

Борджиа

754_0_0_prm-seanharris_1024x640.jpg

© Showtime


Бомелий ведет тройную игру: договариваясь с Любашей в обмен на «любовь», обманывает Грязного, а в итоге, идет против воли и благополучия самого царя. В фигуре лекаря смыкаются шантаж и предательство. И того, и другого с избытком хватает в сериале «Борджиа», построенном вокруг борьбы за власть в Ватикане конца XV века.

В самом начале первого сезона Чезаре Борджиа подкупает отравителя Микелетто — так вместо Родриго Борджиа (Александра VI на папском престоле) жертвой яда становится его соперник — кардинал Орсини. В том же сезоне Лукреция Борджиа вступает в связь с конюхом Паоло, чтобы тот подстроил падение с лошади ее жестокого мужа Джованни Сфорцы. Любовь здесь тоже становится частью сделки, но, в отличие от линии Любаши и Бомелия, перерастает в искреннее чувство. 

Аббатство Даунтон

downton__121023082240.jpg

© ITV


Сюжет оперы закономерно закручивается вокруг Марфы. Именно она становится ключевой фигурой в любовной треугольнике с Грязным и Лыковым — конструкции, дополнительно обрастающей роковыми связями с Любашей, Бомелием, Иоанном Васильевичем. Разрубить этот гордиев узел может только смерть царской невесты.

В сериале «Аббатство Даунтон» судьба героини менее драматична, но характер многосоставной любовной интриги тот же. Леди Мэри Грэнтэм из сезона в сезон оказывается в центре любовных перипетий: между Мэттью Кроули и его невестой Лавинией, в прицеле ревности Ричарда Карлайла к Мэттью, на острие соперничества Энтони Фойла и Чарльза Блейка… В череде весьма непростых положений Мэри удивительным образом удается сохранять достоинство, что неслучайно, ведь сериал — об английской аристократии. 

Рассказ служанки

UTB6BWRRKYI6TB4BOY3BT4JMWQ.jpg

© Hulu


Купеческой дочке Марфе Собакиной удается стать царской невестой благодаря «кастингу», устроенному по воле царя Иоанна Васильевича. Для семей «конкурсанток» это беспрецедентный шанс подняться на социальном лифте до боярской скамьи, однако сами девушки оказываются заложницами ситуации.

Сословная иерархия и жесткий патриархат России XVI века отчасти сравнимы с тоталитарной антиутопией в сериале «Рассказ служанки». В мире, пережившем экологическую катастрофу, женщины в большинстве своем бесплодны и вписаны в моральные рамки фундаменталистского христианства. Те из них, что еще способны к деторождению, попадают в класс служанок, т. е. суррогатных матерей, работающих на привилегированные дома. У такого положения куда больше общего с местом в очереди на роль царской невесты, чем может показаться.

Родина

6ee8b4cfefecb2898bf668f2a968303d.jpg

© Showtime


В опере опричники во главе с Малютой Скуратовым, призванные «выметать из Руси православной весь сор», — ранний институт политического сыска, а заодно инструмент сведения личных счетов. Опричники вправе выбить признания из боярина Лыкова, а затем казнить его, расправиться с реальным злодеем Бомелием и одним из своих  — Григорием Грязным.

Систематическая практика насилия, запугивания и контроля порождает паранойю. Именно в этом состоянии живет агент ЦРУ Кэрри Мэтисон в сериале «Родина» (Homeland), видящая «врагов государевых» там, где их не видят остальные. Впоследствии подозрения Кэлли подтверждаются, но к концу первого сезона сама она оказывается в плену недоверия.

поиск