Top.Mail.Ru
Тексты Время чтения: 6 мин

«Пермь располагает к солнечной музыке». Обзор произведений к Концерту симфонической музыки

«Пермь располагает к солнечной музыке». Обзор произведений к Концерту симфонической музыки

Сегодня, 13 апреля, в трансляции из Пермского театра оперы и балета зрители увидят запись Концерта симфонической музыки. В программе прозвучат произведения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.

В преддверии трансляции мы предлагаем вам ознакомиться с историями сочинений, вошедших в программу концерта.


Мартин Зандхофф, дирижер и куратор концерта:

 — Бранденбургские концерты — это собрание исполнительских и художественных приемов, существовавших на момент их написания, уровень мастерства, который был распространен во времена Баха. Автор смешал все известные ему музыкальные формы и вывел на их основе новый язык. Я полжизни играю эту музыку, и все равно каждый раз она удивляет меня своей технической сложностью, структурой, эмоциями — и в этом для меня гений Баха.

Однажды я сказал, что в Перми мне хочется делать солнечные программы, «программы-антидепрессанты». Поэтому в программе возникли еще два сочинения Баха. В первом отделении — Концерт для гобоя, скрипки, струнных и бассо континуо ре минор, и во втором — Magnificat.

Magnificat — это гимн, невероятная по силе молитва, обращенная к Богу; одна из самых компактных, но и концентрированных работ композитора. Мы исполняем вторую из написанных Бахом версий — ре мажор. В традиции восточной христианской церкви Magnificat является частью утренней службы, на Западе эти песнопения венчают дневные и, как правило, воскресные службы. Продолжительность сочинения немногим более получаса, но за это время мы слышим все краски хоров и меланхолических арий, их перемежающих. В отличие, например, от страстей по Матфею или Иоанну, в Magnificat арии достаточно короткие. 

После двух инструментальных произведений Баха в первом отделении мы исполняем Первую сюиту из цикла «Музыка на воде» Генделя. Наряду с «Музыкой для королевского фейерверка», которую мы играли в январе 2015 года, этот цикл принадлежит к серии «пленэрных» сочинений, то есть предназначенных для исполнения на открытом воздухе. О «Музыке на воде» известно, что в 1717 году король Великобритании Георг I, которого не слишком жаловали его подданные, в попытке расположить их к себе организовал речную прогулку по Темзе. Любой из горожан мог тогда попасть на одну из 15 барок, чтобы послушать музыку. Как-то раз в музее я наткнулся на картину, посвященную этому событию, и там на одной лодке можно было насчитать примерно 50−60 музыкантов. Гендель написал «Музыку на воде» специально для концерта под открытым небом, и, по моим ощущениям, в естественных условиях она должна была звучать просто фантастически. Мне кажется, было бы неплохо однажды сыграть и «Музыку фейерверка», и «Музыку на воде» на Международном Дягилевском фестивале — это был бы настоящий праздник.


Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 1 фа мажор, BWV 1046
1721

Six Concerts à plusieurs instruments («Шесть концертов для нескольких инструментов») — так озаглавил Бах свой цикл, признанный сегодня музыкальной «хрестоматией, в которой можно найти любой исполнительский прием». Название «Бранденбургские» концертам дал уже в XIX веке исследователь творчества композитора Филипп Шпитта, случайно обнаружив рукопись в нотном архиве маркграфа Кристиана Людвига Бранденбург-Шведтского.

Согласно одной из гипотез, маркграф обратился к Баху с просьбой написать что-нибудь для своего оркестра, услышав в 1719 году его игру в Майнингене или Карлсбаде. Спустя два года, в надежде на место придворного руководителя оркестра, композитор преподнес инструментальный подарок и с присущей ему скромностью написал в посвящении: «Покорнейше прошу Вас не судить их несовершенство со строгостью музыкального вкуса, тонкого и деликатного, которым, как всем известно, Вы обладаете». При жизни композитора «несовершенные» опусы, предвосхитившие, однако, рождение классической симфонии XVIII столетия (Арнольд Шеринг), так и не были исполнены. Возможно, потому что опережали свое время и были технически сложны для оркестра маркграфа.

Первый из шести концертов уникален прежде всего тем, что существует в двух версиях. Более ранняя — Sinfonia, BWV 1046a — была трехчастной, в отличие от поздней в четырех частях. Измененный вариант композитор дополнил вторым Allegro, сольной партией скрипки пикколо, а также полонезом в финальной части. Другая любопытная особенность этого сочинения в его жанровой синтетичности. Так, в Первом концерте присутствуют черты кореллиевского concerto grossi (в баттл с оркестром в данном случае вступают две валторны) и его разновидности concerto da chiesa (поворот к партитности (balletto) в завершающей фазе цикла), а также аллюзия на «музыку Страстей» в скорбном Adagio и прообраз будущего симфонического менуэта в финальной части. 

Данное видео больше недоступно.

Дирижер: Николаус Арнонкур
Австрия, 2000 год

Тексты: Ирина Архипенкова, Анна Фефелова

Главная Журнал «Пермь располагает к солнечной музыке». Обзор произведений к Концерту симфонической музыки