Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
21.04.2020
Лилия Соляник. Голос без фальши
Лилия Соляник (р. 1941) была солисткой Пермской оперы с 1969 по 1992 год.
В преддверии трансляции, посвящённой легендарной певице, мы вспоминаем её удивительную биографию.
Она ушла со сцены двадцать пять лет тому назад, но ее голос до сих пор невидимо звучит в театре. При этом голос она не ставила выше всех прочих талантов. Лилия Антоновна Соляник из когорты артистов, для которых пение и актерская игра существуют неразрывно. И показательно, что в воспоминаниях театралов и на страницах газет она остается виртуозной певицей и большой драматической актрисой.

1.jpg
Лилия Соляник в партии Иоланты, опера Чайковского «Иоланта». Фото: Юрий Силин (слева)
Солистка Пермской оперы 1969–1992 Лилия Соляник. Фото: Юрий Силин (в центре)
Певица в партии Джильды, опера Верди «Риголетто». Фото: Юрий Силин (справа)


«Петь ей было на роду написано. В семье сохранилась красивая легенда о том, что певуньи в роду пошли от прапрабабки, которую выкрали запорожские казаки во время турецкой войны. Ее [прапрабабку], то ли дочь визирскую, то ли просто прелестную девушку из гарема, никто выкупать не стал. Тогда казаки продали ее украинскому помещику, содержащему свой частный театр. Восточная красавица пела и танцевала. Помещик, овдовев, женился на ней, но петь после этого уже запретил… Так и стал голос певческий передаваться по этой линии только одной-единственной женщине в поколении. Мама Лилии Соляник пела, одна из четырех  сестер, но очень боялась сцены, поэтому профессиональной певицей ей стать было не суждено».

Лилия Антоновна Соляник появилась на свет в 1941 году в Оренбургской области. По другой семейной легенде, при рождении девочка вопила так, что акушерка нарекла: «Певицей будет!» Но, несмотря на музыкальные способности, проявившиеся еще в раннем детстве, Соляник не сразу нашла свою судьбу. Окончив школу с отличием, она пошла работать на Харьковский машиностроительный завод техником-оператором. И через два года ее направили на учебу в Харьковский политехнический институт.

«А дальше… Дальше с ней приключилась такая история, о которой она вспоминает с немалым удовольствием: «До института нужно было ехать на трамвае. Я случайно вышла не на той остановке, перепутала названия площадей. И буквально перед носом — консерватория. Испытала в этот миг почти спортивный азарт: пусть послушают мой голос!» Ее приняли».

Случай — один из тех, что, словно по цепочке, из рук в руки, передавали ее и постепенно приближали к сцене. Окончив консерваторию, Соляник могла остаться в Харькове, но пришло приглашение из Новосибирска — и она поехала. Всего через два месяца она впервые исполнила вердиевские партии — Джильды («Риголетто») и Виолетты («Травиата»), которые стали ее самыми любимыми и самыми трудными, всепоглощающими и коронными.

2.jpg
Лилия Соляник в легендарной партии Виолетты, опера «Травиата». Фото: Петр Агафонов (слева)
Солистка Пермской оперы в образе Антониды, опера «Иван Сусанин». Фото: Петр Агафонов (справа)


В 1968 году Соляник выступила на IV Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки, проходившем в Киеве. Жюри возглавляла Ирина Архипова, требования к конкурсантам были высокие: мало иметь хороший голос и талант — нужно обладать профессиональной выносливостью, интеллектом и предъявлять индивидуальную интерпретацию роли. Конкурс Глинки дал дорогу многим известным певцам: Елене Образцовой, Ирине Богачевой, Евгению Нестеренко, Владимиру Атлантову… В 1968-м закалил он и Лилию Соляник. Ей была присуждена вторая премия, что по тем меркам почти приравнивалось к победе.

Два сезона Лилия Соляник пела в Сибирском Колизее, а в 1969-м дебютировала в Пермском театре оперы и балета. Естественно, в партии Виолетты Валери.

«Виолетта Лилии Соляник росла и менялась вместе с ней. Никакой фальши и заламывания рук — искренность и в то же время сдержанность, безысходность и благородство. Колоратурные пассажи не становились у певицы самоцелью, они были продолжением спетого слова, подчеркивали его смысл. Лилия Соляник всегда блистательно владела монологом, и в этой партии каждый штрих исполнения передавал движение чувств ее героини».

4.jpg
Лилия Соляник и Валентин Богданов в опере Верди «Риголетто» (слева)
Лилия Антоновна в партии Виолетты, опера Верди «Травиата». Фото: Петр Агафонов (справа)


В Перми певица исполнила все партии для колоратурного сопрано. В ее репертуаре были очаровательная Розина («Севильский цирюльник» Россини), наивно-лукавый Оскар («Бал-маскарад» Верди), нежная и благородная Иоланта — героиня одноименной оперы Петра Ильича Чайковского. Со временем к ним добавились трагические образы: Марфа из «Царской невесты» и Снегурочка Римского-Корсакова и Антонида из «Ивана Сусанина» («Жизнь за царя») Глинки, Лакме из оперы Делиба, Лейла из «Искателей жемчуга» Бизе, Лючия ди Ламмермур Доницеттии…

Но еще одна партия, помимо вердиевской Виолетты, особенно выделялась в ее репертуаре. В 1975 году на пермской сцене была поставлена моноопера Виталия Губаренко по одноименной новелле Анри Барбюса «Нежность». Сюжет держится на четырех письмах, которые мужчина получает в течение двадцати лет после расставания со своей бывшей возлюбленной — на следующий день после разлуки, через год, спустя одиннадцать и двадцать лет. Только вместе с последним письмом он узнает, что женщины давно нет на свете — она покончила с собой на другой день после его ухода.

3.jpg
Лилия Соляник в моноопере «Нежность» Виталия Губаренко (слева)
Артистка в партии Марфы, опера «Царская невеста» (в центре)
Лилия Соляник — прекрасная Снегурочка в опере Римского-Корсакова (справа)


«Этот строгий и сдержанный спектакль, решенный в жанре лирико-психологической драмы, был целой эпохой в жизни певицы. Блистательная работа, где и вокальная культура, и мастерство драматической актрисы проявились в ней в полной мере. Незабываемо, с особой одухотворенностью звучали произносимые ею слова: “Я ищу тебя, чтобы сказать, что у меня появилось новое, особое чувство к тебе: нежность…”»

В Перми Лилия Антоновна Соляник получила звание народной артистки России и абсолютную любовь зрителей. Любовь, исполненную глубокой нежности. Она сошла со сцены в 1992 году, чтобы продолжить работу педагогом — наставником молодых певцов. Но даже в ее отсутствие в пермском театре, голос Лилии Соляник до сих пор остается камертоном для новых поколений артистов.
поиск