27 ноября 2020
Сегодня
30 ноября 2020
02 декабря 2020
17 декабря 2020
18 декабря 2020
23 декабря 2020
24 декабря 2020
25 декабря 2020
27 декабря 2020
28 декабря 2020
29 декабря 2020
30 декабря 2020
31 декабря 2020
Журнал
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
  • Декабрь
21.04.2020
Лилия Соляник. Голос без фальши
Лилия Соляник (р. 1941) была солисткой Пермской оперы с 1969 по 1992 год.
В преддверии трансляции, посвящённой легендарной певице, мы вспоминаем её удивительную биографию.
Она ушла со сцены двадцать пять лет тому назад, но ее голос до сих пор невидимо звучит в театре. При этом голос она не ставила выше всех прочих талантов. Лилия Антоновна Соляник из когорты артистов, для которых пение и актерская игра существуют неразрывно. И показательно, что в воспоминаниях театралов и на страницах газет она остается виртуозной певицей и большой драматической актрисой.

1.jpg
Лилия Соляник в партии Иоланты, опера Чайковского «Иоланта». Фото: Юрий Силин (слева)
Солистка Пермской оперы 1969–1992 Лилия Соляник. Фото: Юрий Силин (в центре)
Певица в партии Джильды, опера Верди «Риголетто». Фото: Юрий Силин (справа)


«Петь ей было на роду написано. В семье сохранилась красивая легенда о том, что певуньи в роду пошли от прапрабабки, которую выкрали запорожские казаки во время турецкой войны. Ее [прапрабабку], то ли дочь визирскую, то ли просто прелестную девушку из гарема, никто выкупать не стал. Тогда казаки продали ее украинскому помещику, содержащему свой частный театр. Восточная красавица пела и танцевала. Помещик, овдовев, женился на ней, но петь после этого уже запретил… Так и стал голос певческий передаваться по этой линии только одной-единственной женщине в поколении. Мама Лилии Соляник пела, одна из четырех  сестер, но очень боялась сцены, поэтому профессиональной певицей ей стать было не суждено».

Лилия Антоновна Соляник появилась на свет в 1941 году в Оренбургской области. По другой семейной легенде, при рождении девочка вопила так, что акушерка нарекла: «Певицей будет!» Но, несмотря на музыкальные способности, проявившиеся еще в раннем детстве, Соляник не сразу нашла свою судьбу. Окончив школу с отличием, она пошла работать на Харьковский машиностроительный завод техником-оператором. И через два года ее направили на учебу в Харьковский политехнический институт.

«А дальше… Дальше с ней приключилась такая история, о которой она вспоминает с немалым удовольствием: «До института нужно было ехать на трамвае. Я случайно вышла не на той остановке, перепутала названия площадей. И буквально перед носом — консерватория. Испытала в этот миг почти спортивный азарт: пусть послушают мой голос!» Ее приняли».

Случай — один из тех, что, словно по цепочке, из рук в руки, передавали ее и постепенно приближали к сцене. Окончив консерваторию, Соляник могла остаться в Харькове, но пришло приглашение из Новосибирска — и она поехала. Всего через два месяца она впервые исполнила вердиевские партии — Джильды («Риголетто») и Виолетты («Травиата»), которые стали ее самыми любимыми и самыми трудными, всепоглощающими и коронными.

2.jpg
Лилия Соляник в легендарной партии Виолетты, опера «Травиата». Фото: Петр Агафонов (слева)
Солистка Пермской оперы в образе Антониды, опера «Иван Сусанин». Фото: Петр Агафонов (справа)


В 1968 году Соляник выступила на IV Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки, проходившем в Киеве. Жюри возглавляла Ирина Архипова, требования к конкурсантам были высокие: мало иметь хороший голос и талант — нужно обладать профессиональной выносливостью, интеллектом и предъявлять индивидуальную интерпретацию роли. Конкурс Глинки дал дорогу многим известным певцам: Елене Образцовой, Ирине Богачевой, Евгению Нестеренко, Владимиру Атлантову… В 1968-м закалил он и Лилию Соляник. Ей была присуждена вторая премия, что по тем меркам почти приравнивалось к победе.

Два сезона Лилия Соляник пела в Сибирском Колизее, а в 1969-м дебютировала в Пермском театре оперы и балета. Естественно, в партии Виолетты Валери.

«Виолетта Лилии Соляник росла и менялась вместе с ней. Никакой фальши и заламывания рук — искренность и в то же время сдержанность, безысходность и благородство. Колоратурные пассажи не становились у певицы самоцелью, они были продолжением спетого слова, подчеркивали его смысл. Лилия Соляник всегда блистательно владела монологом, и в этой партии каждый штрих исполнения передавал движение чувств ее героини».

4.jpg
Лилия Соляник и Валентин Богданов в опере Верди «Риголетто» (слева)
Лилия Антоновна в партии Виолетты, опера Верди «Травиата». Фото: Петр Агафонов (справа)


В Перми певица исполнила все партии для колоратурного сопрано. В ее репертуаре были очаровательная Розина («Севильский цирюльник» Россини), наивно-лукавый Оскар («Бал-маскарад» Верди), нежная и благородная Иоланта — героиня одноименной оперы Петра Ильича Чайковского. Со временем к ним добавились трагические образы: Марфа из «Царской невесты» и Снегурочка Римского-Корсакова и Антонида из «Ивана Сусанина» («Жизнь за царя») Глинки, Лакме из оперы Делиба, Лейла из «Искателей жемчуга» Бизе, Лючия ди Ламмермур Доницеттии…

Но еще одна партия, помимо вердиевской Виолетты, особенно выделялась в ее репертуаре. В 1975 году на пермской сцене была поставлена моноопера Виталия Губаренко по одноименной новелле Анри Барбюса «Нежность». Сюжет держится на четырех письмах, которые мужчина получает в течение двадцати лет после расставания со своей бывшей возлюбленной — на следующий день после разлуки, через год, спустя одиннадцать и двадцать лет. Только вместе с последним письмом он узнает, что женщины давно нет на свете — она покончила с собой на другой день после его ухода.

3.jpg
Лилия Соляник в моноопере «Нежность» Виталия Губаренко (слева)
Артистка в партии Марфы, опера «Царская невеста» (в центре)
Лилия Соляник — прекрасная Снегурочка в опере Римского-Корсакова (справа)


«Этот строгий и сдержанный спектакль, решенный в жанре лирико-психологической драмы, был целой эпохой в жизни певицы. Блистательная работа, где и вокальная культура, и мастерство драматической актрисы проявились в ней в полной мере. Незабываемо, с особой одухотворенностью звучали произносимые ею слова: “Я ищу тебя, чтобы сказать, что у меня появилось новое, особое чувство к тебе: нежность…”»

В Перми Лилия Антоновна Соляник получила звание народной артистки России и абсолютную любовь зрителей. Любовь, исполненную глубокой нежности. Она сошла со сцены в 1992 году, чтобы продолжить работу педагогом — наставником молодых певцов. Но даже в ее отсутствие в пермском театре, голос Лилии Соляник до сих пор остается камертоном для новых поколений артистов.
поиск