25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
06.11.2020
«Арабеск» победителей
Многое оказалось неожиданным в проведении «Арабеска-2020»: его перенос с апреля-мая на октябрь-ноябрь; сокращение нового — осеннего — срока на три дня; отсутствие публики в зрительном зале — за исключением вечера открытия, когда, состоялась премьера «Анюты» на музыку Валерия Гаврилина в хореографии и с участием Владимира Васильева, и начального вечера первого тура; количество — не в пример заявленному весной — участников — всего 34 в основной программе и 76 в конкурсе современной хореографии.

Известные всем обстоятельства непреодолимой силы внесли в привычный распорядок разнобой: спутали маршрутные карты, посеяли смятение в рядах конкурсантов, огорчили поклонников балета, вынужденных наблюдать за состязанием по трансляции, а не «вживую». Обе дирекции – «Арабеска» (директор Елена Завершинская) и Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского (генеральный директор Андрей Борисов) выправляли ситуацию, что называется, на ходу, мастерски и безболезненно улаживая возникавшие вопросы и проблемы. Их умения и профессионализм — пример беззаветного служения делу. Дорогого стоит.

Встречи с танцем не разочаровали, хотя во многом и поменялся формат: вот главный и неоспоримый итог всего предприятия — единственно ожидаемый и подтвержденный усилиями тех, кто с танцем связал судьбу и профессию. Тут аргументы «против», наподобие тех, что по результатам соревнования не был вручен Гран-при, и многие награды не нашли обладателей, — не убеждают. Победили по сути все, кто приехал на «Арабеск», смотрел его программу в зале (только члены двух жюри и некоторые педагоги-репетиторы), на гаджетах и телеэкранах (зрители, поклонники и болельщики), сами участники, проявившие волю, стоицизм и вкус к продвижению на театральный Олимп. Получилось ровно так же, как получается всегда: лучшие осилили марафон, удостоились внимания, почувствовали аромат лавра на челе, «запостили» в социальные сети фотографии своих дипломов и медалей. Им и тем, кто их опекал, — поклон и аплодисменты.

Tzvj8aqg.jpeg
Гала-концерт конкурса «Арабеск-2020»
Фото: Андрей Чунтомов


Даже в усеченном виде «Арабеск-2020» оказался примечательным, не потерял собственного лица, запомнился яркими выступлениями, получившими отклики (и — лайки) даже через бликующие стекла мобильный устройств, на которые принимались сигналы из осенней столицы мирового балета — Перми. В премьерном представлении «Анюты» на сцену вышел Владимир Васильев — художественный руководитель конкурса и постановщик балета: в 80 лет он исполнил роль отца героини, и спектакль благодаря участию первого танцовщика ХХ века зазвучал особо: словно вся история, поведанная Антоном Чеховым в его «Анне на шее», оказалась пересказанной от лица Петра Леонтьевича, учителя чистописания и рисования в гимназии, запившего с горя после смерти жены и сделавшегося несчастным, потерянным, бесприютным. Васильев дал портрет со штрихами и нюансами высокой мхатовской школы, танцевальная речь его персонажа и тех, о ком она велась, звучала чеховскими словами: «…Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и все следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: — Не надо, папочка… Будет, папочка…»

3WuPmrpg.jpeg
Балет «Анюта». Петр Леонтьевич — народный артист СССР Владимир Васильев.
Петя и Андрюша, братья Анюты — учащиеся Пермского хореографического училища Марат Нурмухаметов и Дмитрий Павелкин.
Фото: Андрей Чунтомов


Васильев-артист — целый мир, прикоснуться к которому — счастье каждому, кто соединил или собирается соединить жизнь с театром. В пермской «Анюте», показательной ансамблевой культурой обеих трупп — балетной (главный балетмейстер Антон Пимонов) и оркестровой (главный дирижер Артем Абашев), случилось главное: худрук конкурса, поставивший балет по Чехову и исполнивший в нем важную партию, обозначил параллели и меридианы творчества, и больше того — безграничного движения самой артистической души. «Анюта» с Васильевым стала важным уроком для всех участников «Арабеска-2020», и они старались этот урок усвоить и отразить в каждом из трех туров и на конкурсе современной хореографии.

Получилось пока не всё, но многое очертило перспективы, проявило задатки, наметить пути.

Практически все лауреаты и дипломанты прошедшего биеннале, чьи выступления заботливо описаны членами жюри прессы Виолеттой Майниеце, Ольгой Розановой и Александром Максовым, хорошо обучены и телесно воспитаны, но иным пока не достает того, что называется «танцевальностью», в понятие которой исконно вкладываются свобода и музыкальность движения, живописность связующих элементов и переходов, непрерывность линии изложения хореографического текста. Он, текст, порой крошится на куски и фрагменты, теряет целостность, обрывается коротким дыханием, существует вне музыкальной формы, напоминает азбуку, а не речь.

Общая проблема для современного балетного театра, очевидно, произрастает из затянувшегося ученичества, где прилежание зачастую довлеет творчеству и несколько угнетает выразительность танца. Конкурс на то и конкурс, чтобы на это указать. И — указывает, обращая внимание на достижения и возможности своих лауреатов: Кубаныча Шамакеева (золотая медаль, приз Георгия Зорича «Танцовщику за чистоту техники и артистичность исполнения» и Премия жюри прессы), Лири Вакабаяси (серебряная медаль и Премия жюри прессы), Субедея Дангыта (серебряная медаль), Камиллы Исмагиловой, Александры Криса, Расмуса Алгрена и Марата Сафина (бронзовые медали), Натальи Пивкиной и Ксении Ринг (дипломы) — по старшей группе; Виктории Снигур, Дианы Товтын, Ивана Сорокина (серебряные медали), Дарьи Чугуновой и Ульяны Мокшевой (бронзовые медали), Анастасии Каплиной, Богдана Плешакова и Тамилы Шишкаловой (дипломы) — по младшей группе.

lXbGO79g.jpeg
Победители основного конкурса: Субедей Дангыт (второе место в старшей группе)
и Камилла Исмагилова (третье место в старшей группе)
Фото: Андрей Чунтомов


Примечательно, что Приз имени Натальи Дудинской «За верность традициям русской балетной школы» присужден Пермскому государственному хореографическому училищу, что одновременно указывает и на прочную связь двух школ — пермской и петербургской, и на их особенности: чистоту стиля, музыкальность, выразительность исполнения.

Особая глава «Арабеска» – конкурс современной хореографии, в котором могут состязаться и хореографы, и исполнители, — панорама так называемого свободного танца, базирующегося на различных исполнительских техниках и направлениях: от модерна и contemporary до контактной импровизации и стрип-пластики.

Осенняя встреча в Перми показала, что художественный конфликт «современщиков» с «классиками» ослаб и почти сошел на нет. Первым уже нет нужды отстаивать свое равноправие со вторыми (география альтернативных видов танца предельно расширилась: теперь это не только Москва, Петербург, Пермь, Екатеринбург и Челябинск, но и многие другие города России, что показал конкурс), а приверженцы Терпсихоры, управлявшей балетом вплоть до начала ХХ века, с удовольствием идут на «соседние» территории, где ни выворотность, ни строгая координация, ни телесная муштра не только не мешают, а только помогают в совершенстве осваивать «экспериментальную» пластику и самые смелые в ней экзерсисы.

_ZT758hg.jpeg
Ильдар Тагиров (вторая премия среди исполнителей конкурса современной хореографии и диплом жюри прессы
за хореографию и исполнение)
Фото: Андрей Чунтомов


Современный танец собрал свой словарь — не менее значительный, чем у классического балета. Его, современного танца, класс, где воспитывается и тренируется тело, приобрел и наработал грамоту, структурно не уступающую классу вагановскому. Вузы открыли соответствующие кафедры и программы обучения contemporary dance, традиционные хореографические школы и кампании принимают в педагогические штаты дипломированных специалистов.

При этом современный танец — понятно по «Арабеску-2020» — испытывает сейчас дефицит художественных идей, равно как и одаренных хореографов, которые бы такие идеи продуцировали. Ставят много, охотно, забористо, но пользуются одними и теми же лекалами, приемами, решениями, сводя поиск в области пластики и движения к иллюстрации музыкального материала, однотипного по выбору у многих: либо барокко, опера и «хиты» классики, либо звуковые сканы мультимедийных композиций, доступных в сети, и не всегда показанные к танцевальной перефразировке саунд-трэки.

Во время просмотра конкурсных выступлений часто возникал вопрос: для чего поставлен тот или номер, что автор им хотел сказать граду и миру? Никто не отрицает современного танца в «неоклассическом» стиле, то есть танца абстрактного, выразительного — танца ради танца, и такие опыты вызывают интерес, если в них ощущаются все те же музыкальность, структурность, речевая хореографическая выразительность. Подобные на «Арабеске-2020» были, и их отметило жюри. Но вот такие, где изначально важны нарратив, характеры, взаимоотношения персонажей, содержательное развитие идеи, резонирующая текущему времени мысль, — практически сливались в невнятный и довольно мутный поток высказываний на тему вообще, избегали конкретики, штрихов и нюансов, прятались за многозначительными названиями, абсолютно не выражавшими увиденного зрителем как процесса и результата, осмысленного автором.

То же можно сказать и об исполнителях современного танца, вспомнив чеховского доктора Дорна: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Станцевать, знаем мы, можно решительно всё — от лунной дорожки на ночном море до Млечного пути в звездном небе, что уж говорить о человеческих чувствах, еще не так давно вопиющих, рвущихся наружу «мунковским криком» от несовершенства мира, страдания человека, вывихов времени и извилин жизни. С «можно решительно всё» нынче — проблемы. И корень их — все в тех же иллюстрации, обозначении событий, чувств, эмоций, тогда как ждешь погружения в глубины мироздания, путешествий в тайники души, ждешь артистических исповедей и проповедей, откровений и признаний, озарений и открытий.

VtzCHhRg.jpeg
«Наедине». Хореография Юлии Репицыной (первая премия за лучший номер современной хореографии,
а также диплом жюри прессы) в исполнении Лири Вакабаяси и Кубаныча Шамакеева
Фото: Андрей Чунтомов


Оба жюри конкурса отметило в последний день «Арабеска-2020» выступления, нашедшие отклик и наполненные вибрирующими смыслами, хореографической новизной, нетривиальными исполнительскими красками. Наибольшее внимание и интерес вызвали, пожалуй, две работы – два мини-спектакля. Это – «Наедине» Юлии Репицыной (первая премия за лучший номер современной хореографии, а также диплом жюри прессы) в исполнении Лири Вакабаяси и Кубаныча Шамакеева и «Ратютю» Ильдара Тагирова (вторая премия среди исполнителей и диплом жюри прессы за хореографию и исполнение).

«Наедине» — дуэт странников, обретающих путь под пронзительный голос дудука. Дуэт, где выбор совпадает с поиском, а дорога – с познанием. «Ратютю» — монолог отчаяния, но тоже – про выбор: от полной безысходности и болтающейся над головой человека петли — к перемене участи, когда петля становится лестницей в небо, и герой устремляется по ней к изучению себя и мира.

u3UnxmKA.jpeg
Гала-концерт конкурса «Арабеск-2020»
Фото: Андрей Чунтомов


Лестницу в небо и показал будущим звездам «Арабеск-2020», став примером и уроком в непростые для мира времена. XVI открытый российский конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой войдет в историю как конкурс победителей.


Текст: Сергей Коробков, председатель жюри прессы «Арабеска-2020»
поиск