06 октября 2022
Сегодня
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
08 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    06
  • Ноябрь
  • Декабрь
15.12.2020
Арт-критики об афише оперы «Дон Жуан»
Перед премьерой оперы «Дон Жуан» мы предложили арт-критикам посмотреть на афишу и поделиться мыслями о том, что они на ней видят.

2.jpg



1976_oooo.plus.png 

Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи Ельцин Центра


Что я вижу: мужчина в одиночестве смотрит на «Черный квадрат» Малевича. И надпись — «Дон Жуан». Кто кого здесь пытается соблазнить? Где женские образы? Это я думаю в начале. Дальше кажется, что легкости, которая ассоциируется с оперой Моцарта, не будет. Чувствуется, что предлагают ребус, причем без явного стимула к тому, чтобы его разгадать. Монохромная цветовая гамма и простая, очевидно, не новая одежда на парне не сулят ничего, что ассоциируется с радостью в привычном понимании. Сам «Квадрат» словно нависает над тобой и представляется чем-то тотальным, безэмоциональным и подавляющим. Общее ощущение — мне предлагают интеллектуальное испытание, пойти на которое я должен на свой страх и риск.


1608_oooo.plus.png

Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM

Меньше всего это изображение вызывает у меня ассоциации с оперой, скорее с музеем современного искусства. Гендерный подтекст, заложенный в «Дон Жуана», тут не читается. Здесь изображен мужчина перед неизвестным. Его образ достаточно обобщенный. Ну, еще это не совсем афиша, а картинка с текстом. Чтобы она стала афишей, текст должен быть частью изображения. Но в целом, конечно, перед нами отличный ребус, у которого могут быть вариации от языковых контекстов: в русском это Он и Она, Мужчина и Картина. В английском — Мужчина и Оно. Родовая привязка другая.

186_oooo.plus.png

Ирина Мак, журналист, художественный критик

Афиша с «Черным квадратом» применительно к величайшей опере доносит суть куда точнее, чем это сделал бы портрет распутника в камзоле и чулках. Дело не только в том, что мы далеко отстоим и от XVIII века, и от 1910-х годов, и буквальное следование барочной моде бессмысленно. Моцарт с Малевичем — главные визионеры, «Là ci darem la mano» сегодня — такое же наше, да и мировое всё, как русский авангард. «Веселая драма», представленная в 1787 году в Праге и впервые дотянувшая драматизм оперы до масштаба шекспировских страстей, стала таким же прыжком в вечность, как супрематический зал на выставке «0,10» в Петербурге почти 130 лет спустя. Стремление к «обнулению» у Малевича, беспредметность, ставшая для него эталоном и символом гармонии, логично подводит к абсолютной гармонии Моцарта. И ад, в который проваливается Дон Жуан, — тот же квадрат, поглощающий свет.    
Помимо прочего, «Черный квадрат» отсылает к опере своей историей — Малевич был художником постановки футуристической оперы Михаила Матюшина «Победа над солнцем», и в эскизах к спектаклю в 1913 году впервые возник «Черный квадрат».

838_oooo.plus.png

Анна Толстова, художественный критик

Моцарт и Малевич —одновременно соседи и антиподы: соседи по Парнасу, где первый олицетворяет собой Музыку, а второй — Авангард, и антиподы в популярных представлениях о том, что такое гениальность. С одной стороны, даже ревностные обожатели Моцарта не скажут, что он был реформатором музыкального языка эпохи, тогда как и ненавистники Малевича вынуждены признавать, что он совершил революцию в мире искусства. С другой стороны, про вундеркинда Моцарта все знают, что печатью гения он был отмечен с раннего детства, а про Малевича частенько говорят, что «Черный квадрат» нарисует любой ребенок. Есть, правда, и другой взгляд на Моцарта и Малевича: будто бы «Черный квадрат на белом фоне» сложен и недоступен для восприятия, как кантовская «вещь в себе», зато «Дон Жуан, или Наказанный развратник» покоряет всякого, у кого есть уши и сердце, — мы готовы подпевать увертюре, дуэтам и ариям Моцарта, но вряд ли сможем напеть что-то из Малевича. Однако взгляните на афишу с фотографией зрителя, смотрящего на «Черный квадрат»: он и сам не замечает, что, словно хамелеон, слился по цвету, вернее — по его отсутствию, с предметом созерцания.

поиск