Мы продолжаем серию интервью с солистами Пермской оперы. В новом сезоне труппа пополнилась сразу несколькими артистами. В их числе — Дарья Пичугина. Уже 3 октября состоится ее дебют на пермской сцене, в опере «Мадам Баттерфлай (Чио-Чио-сан)» Пуччини она исполнит партию Кэт. О том, чем Дарью удивил пермский театр, над какими партиями она сейчас работает и о каких мечтает — в нашем интервью.
Дарья Пичугина. Пресс-фото
Как получилось, что вы пришли работать в Пермский театр оперы и балета?
Я участвовала в Образовательной программе Дягилевского фестиваля в 2019 году — для нее отобрали трех певцов, в том числе меня. На тот момент мы уже были знакомы с Медеей Ясониди [руководителем оперной труппы Пермского театра оперы и балета], на фестивале я принимала участие в ее мастер-классах. Позже, на Конкурсе Чайковского, мы много общались, и она пригласила меня в театр.
Почему вы решили переехать из Москвы в Пермь?
Прежде всего, потому что в пермском театре очень теплая атмосфера. В столичных такой нет. В 2017 году меня пригласили в Пермь посмотреть «Богему» Пуччини (постановка режиссера Филиппа Химмельманна и дирижера Теодора Курентзиса — прим. ред.). Это была премьера, после спектакля артисты отмечали ее, и обстановка была очень дружеская, почти семейная. Тогда я впервые увидела, какие хорошие отношения в труппе.
В других театрах атмосфера чаще всего напряженная, лишнее слово боишься сказать. Такой, как в Перми, я не встречала, пожалуй, нигде. И это меня подкупило.
А пермская публика, на ваш взгляд, отличается от столичной?
Здесь очень благодарная публика. В Москве, будь то Большой театр или «Геликон-опера», после спектакля все бегут сдавать номерки и получать пальто. В Перми, на «Богеме», я впервые увидела, что зрители никуда не торопятся — они 15 минут беспрерывно аплодировали стоя. Я тогда подумала: «Вот это да!»
Чем была для вас полезна Образовательная программа Дягилевского фестиваля?
Меня приятно удивило знакомство с пианистом Алексеем Гориболем и его мастер-класс. Удалось побывать на многих концертах и перформансах фестиваля. Я познакомилась с молодыми музыкантами — участниками программы из разных городов, было интересно поработать вместе.
Хочется, чтобы Дягилевский фестиваль развивался дальше, и у музыкантов и певцов была возможность принимать участие в его Образовательной программе.
Какие у вас сейчас планы в Перми?
Мне дали партию Мышки в детской опере, премьера которой состоится в ноябре. Партия очень интересная, нужно петь совершенно не по-оперному — с юмором и определенным шармом.
Еще мне дали партию Кэт в «Мадам Баттерфлай» Пуччини, и 3 октября в этом спектакле я впервые выйду на пермскую сцену.
Фото из личного архива
Что сейчас входит в ваш репертуар?
Я пою и лирический, и лирико-драматический репертуар. Но так лучше не делать, и мы уже обсуждали это с Медеей Ясониди: в моем возрасте лучше петь всё же лирический репертуар, потому что, например, исполнение партии Тоски чревато негативными последствиями для голоса. Хотя мой педагог Маквала Филимоновна Касрашвили пела Тоску в раннем возрасте, и всё прошло удачно. Но она делала это лирическим голосом, очень спокойно.
Я тоже за лирический материал. Мне, например, хотелось бы спеть Татьяну [Ларину в опере «Евгений Онегин» Чайковского].
И, наверное, Иоланту тоже?
Да, я пела Иоланту дважды: на выпуске из консерватории и на четвертом курсе, когда меня перевели к Маквале Филимоновне. Я ходила заниматься к ней в Большой театр. Обстановка там вызывает чувство особой ответственности: на уроке ты должен всё сделать на максимуме, включаться на 100%.
Долго вы занимались в Большом?
Два года. Маквала Филимоновна — очень занятой человек, поэтому она своих учеников приглашает в театр. Естественно, для нас это была большая гордость. Кроме того, там работают замечательные концертмейстеры. Это была хорошая закалка для меня.
Помимо «Иоланты», у вас был еще какой-то спектакль на выпуске из консерватории?
Да, мы пели с Константином Сучковым в одном спектакле. В консерваторию тогда пригласили режиссера из Большого театра Игоря Ушакова, и он поставил оперу «Джанни Скикки» Пуччини. Тогда я узнала, что такое настоящая работа с режиссером, потому что он из нас выжимал все соки. Очень хочется опять вернуться в атмосферу спектакля и подготовки к нему, потому что я в себе каждый раз открывала что-то новое, пока мы работали вместе.
Для вас это залог хорошей работы с режиссером — открывать что-то новое в себе?
Да, для меня это очень важно. Мне хочется проявлять себя с точки зрения актерского мастерства.
Фото из личного архива
Вы всегда уверены в себе, когда выходите на сцену?
Конечно, нет — всегда есть сомнения, и всегда есть к чему стремиться. Певец не может быть уверен в себе на 100%.
Чье мнение помогает вам понять, что вы движетесь в верном направлении?
Это общее мнение публики. Ты легко можешь почувствовать его.
Бывают ли такие выступления, после которых вы собой полностью довольны?
Я всегда отношусь к себе критично и редко бываю полностью собой довольна. Есть моменты, над которыми хочется работать больше, получать новые знания. Очень хочется добиться профессионализма. У нас такая профессия, что ты постоянно учишься.
А как вы попали в профессию?
Эту историю можно рассказывать, начиная с самого детства. Я с двух лет постоянно что-то напевала. Однажды к нам с мамой в автобусе подошел мужчина и сказал, чтобы она обратила внимание на мой голос и отдала в музыкальную школу.
Но музыкой я начала заниматься только в восемь лет. Был набор в Московскую музыкальную школу имени Гнесиных. Я пошла на прослушивание совершенно неподготовленной — туда брали ребят с шести лет, и шансы попасть у меня были невелики. В комиссии сидели 12 человек, они послушали меня и были приятно удивлены. Так я начала заниматься музыкой. Во время учебы я много пела в хоре, а первой моей ролью в опере была партия Ханны в «Карлике Носе».
Почему вы решили после школы продолжить занятия музыкой?
В общеобразовательной школе я училась плохо. На уроках было совсем неинтересно. Часто бывало — учительница рассказывает что-то, а я вместо того чтобы слушать, изучаю ее жесты, манеру одеваться и прочее.
После школы я поступила в Мерзляковское училище (Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории. — прим. ред.), опять же без подготовки. Там проучилась четыре года и поступила в консерваторию, а после, в 2018 году, — в стажерскую группу Центра оперного пения Галины Вишневской. Там я выучила три партии: Микаэлы [в «Кармен»], Татьяны [в «Евгении Онегине»], Мюзетты [в «Богеме»] — и благодаря хорошему коучу неплохо заговорила по-итальянски.
Голос для вас — рабочий инструмент или дар?
Я очень благодарна Богу за то, что у меня есть такой талант, как голос. Но одного лишь таланта недостаточно. Нужно приложить еще много усилий и работать, чтобы доказать всем, что я не просто Даша, которая умеет петь. Я хочу, чтобы люди знали, что, помимо прочего, я хорошая драматическая и комедийная актриса. Хочется быть по максимуму полезной на сцене и показать все свои таланты.
Интервью: Ольга Богданова