27 апреля 2024
Сегодня
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    27
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
19.09.2023
Генеральный директор Пермского театра оперы и балета Анна Волк дала интервью изданию «Новый компаньон»

«Я — чистый лист»

Новый генеральный директор Пермского театра оперы и балета Анна Волк — о стратегии развития и планировании в театре, а также о взаимоотношениях с Теодором Курентзисом и о кризисе премии «Золотая маска»


dsc-6264-kopiya.jpg

Фото: Никита Чунтомов


Для большинства пермяков, в том числе для труппы Пермского театра оперы и балета, вы — совершенно незнакомый человек. И вдруг вы становитесь в этом театре первым лицом… Насколько вы были знакомы с Пермской оперой, когда вам предложили её возглавить?

В июне 2004 года я пришла работать в дирекцию фестиваля «Золотая маска» в качестве технического директора, а в 2006-м стала руководителем фестивального штаба — это что-то вроде главного администратора или исполнительного директора, — и проработала в этом качестве до 2012 года. Всё это время Пермский театр оперы и балета приезжал на «Золотую маску» каждый год, и я давно уже познакомилась с Аллой Валерьевной Платоновой, которая тогда работала в театре.

Позже я работала директором в разных театрах, но в драматических, а в Пермь приезжала на премьеры — видела в последнее время «Кармен», «Летучего голландца», и уже как новый директор — «Бал-маскарад».

Да, можно сказать, что для пермского театра я человек новый, но для театра вообще — уже совсем не новый.

Вы никогда не работали в музыкальном театре, и в связи с этим звучит много комментариев по поводу того, что в театре нет музыкального руководства: руководитель оперной труппы Медея Ясониди, которая во многом отвечала за музыкальное качество, больше не работает, главного дирижёра нет, а в качестве директора пришёл человек со стороны, не связанный с музыкой. Кто же будет осуществлять музыкальное и вообще творческое руководство? Как будет строиться управленческая структура, как будут распределяться полномочия?

Мы планируем возобновить работу с Медеей Фёдоровной, пусть не в качестве штатного сотрудника театра: в декабре мы планируем концерт солистов Пермской оперы к юбилею Марии Каллас, который организует и проводит Медея. Мы выстраиваем нормальные рабочие отношения, не вижу предпосылок для каких-то конфликтов.

Что касается маэстро Миграна Агаджаняна, то я видела его последнюю пермскую премьеру — «Бал-маскарад», это было 13 июня. На следующий день у меня были многочисленные рабочие встречи, и в этот прекрасный день, не встретившись со мной и не познакомившись, Мигран написал заявление об уходе. Я понимаю, что это было решение не одного дня, принятое и осознанное, но мне он его не объяснил. Дальше у нас была переписка по разным рабочим поводам, и я не могу сказать, чтобы у нас была какая-то напряжённость по отношению друг к другу. Что будет дальше — посмотрим.

Я понимаю сомнения театральной публики: человек, не работавший в музыкальном театре, пришёл руководить музыкальным театром, в котором нет главного дирижёра и музыкального руководителя. Понимаю! Но у меня такое ощущение, что сейчас всем творческим подразделениям в театре довольно комфортно. Нет никакого давления, напряжения, все чётко понимают, кто чем занимается, у кого какие планы.

На этот сезон у нас определены музыкальные руководители всех постановок, и всем коллективам — оркестру, оперной труппе, балету — они известны. Все понимают, что их ждёт: оркестр и певцы хорошо знают и Артёма Абашева, который выпускает «Ярославну» и «Золушку», и Владимира Ткаченко, который в октябре представит «Человеческий голос». Пётр Белякин окончательно вернулся в Пермь и только что выпустил «Раймонду». У сотрудников театра нет ощущения неясности планов — они совершенно чёткие и понятные.

В прошлые сезоны были большие проблемы с планированием репертуара — люди не очень понимали, что их ждёт через два месяца. Сейчас у нас выстроены планы до конца июня, это касается не только премьер, но и всех спектаклей вообще. Понятно, что мы публикуем эти даты постепенно и в продажи выдаём тоже постепенно, но внутренняя «кухня» полностью сформирована.

Что касается стратегического, концептуального планирования, то мне не кажется, что существует необходимость срочно найти главного дирижёра. Главный дирижёр — это человек, который в режиме 24/7 занимается театром. Иначе это не главный дирижёр, а всё что угодно другое: приглашённый дирижёр, главный приглашённый дирижёр… Этот вариант — главный приглашённый дирижёр — мы с коллегами обсуждаем, но я, честно говоря, и в этой фигуре не вижу острой необходимости.

Все приглашённые на этот сезон дирижёры — это имена, вызывающие уважение. Они будут заниматься своими спектаклями. Дирижёры, работающие в театре, ведущие репертуар, следят за состоянием оркестра, и они лучше кого бы то ни было извне понимают проблемы, нужды оркестра. Многое можно решить коллегиально — так сказать, дирижёрской коллегией, хотя у нас и нет официально такого органа.

Давайте посмотрим. У меня есть ощущение, что прежние травмы ещё не затянулись: 14 июня Мигран закрыл за собой дверь, а буквально неделю назад начался новый сезон. Посмотрим, как будет работать нынешняя схема, нужно дать ей какое-то время.

Мы смотрим и на то, как это работает у коллег: не будем стесняться называть громкие имена — Большой театр и «Новая опера» сейчас работают без главных дирижёров.

Вы поддерживаете предложенную прежним руководством театра стратегическую линию на взаимодействие с режиссёрами, которые до этого работали в драме?

Я не воспринимаю это как железобетонную линию. По сути дела, из приглашённых на этот сезон режиссёров единственный новичок в опере — Андрей Прикотенко, который будет ставить «Похождения повесы» Стравинского. Дмитрий Волкострелов, режиссёр «Человеческого голоса», оперу уже ставил; Фёдор Федотов, постановщик «Тоски», вообще, что называется, работает согласно полученному образованию — он окончил консерваторию по специальности «Режиссура музыкального театра».

Для Прикотенко это будет челлендж, но ему не занимать режиссёрского опыта — куда уж больше. Мне кажется, подкрепление его работы такими силами музыкального театра, которые его ждут, гарантирует, что проблем не будет.

Мы встречались с Евгением Писаревым на предмет сотрудничества в сезоне 2024/25 года. Мы работали вместе в театре им. Пушкина, где он — художественный руководитель, а я была директором. Помню его первый опыт в музыкальном театре 10 лет назад — это была «Итальянка в Алжире» в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а в этом сезоне он выпускает три оперы — в Большом театре, в МАМТе и в «Новой опере»!

Всё когда-то бывает впервые. Бывают очень удачные вхождения драматических режиссёров в оперу. Для режиссёра это шаг в развитии, но и для театра тоже.

Не так важно, наверное, работал ли режиссёр раньше в музыкальном театре, как степень его таланта, фантазии, одарённости. Так что мы будем звать режиссёров не столько драматических, сколько интересных.

С Писаревым-то до чего договорились?

Не буду пока раскрывать детали, но договорились.

График премьер нынешнего сезона был сформирован ещё без вашего участия, но в будущем наверняка вы как очень опытный театральный деятель сможете активно участвовать в приглашении творческих кадров…

По понятным причинам не все, кого я могла бы пригласить в качестве режиссёров, дирижёров, художников и так далее, смогут принять это приглашение. Существуют объективные кадровые проблемы. Мы серьёзно ограничены в выборе, но на ближайшие два-три сезона мы уже понимаем, что и кого мы можем себе позволить.

Это касается не только оперного, но и балетного репертуара, который надо активно пополнять, поскольку есть ограничения, связанные с продлением лицензий на спектакли зарубежных хореографов. Кстати, 12 и 13 октября приглашаем всех, кто успеет приобрести билеты, на последние показы «Ромео и Джульетты» в хореографии Кеннета Макмиллана. Мы много говорили с Алексеем Григорьевичем Мирошниченко на тему потенциально возможных хореографов.

Понятно, что и тут есть проблемы объективного свойства, но я вижу реальную возможность выпускать пять премьер в год на том уровне, на котором Пермский театр оперы и балета работал все те годы, что я его знаю.

Наверняка вы знакомы с Теодором Курентзисом. Обсуждали ли вы возможное взаимодействие театра и Дягилевского фестиваля?

С Теодором Иоанновичем мы знакомы примерно столько же лет, сколько и с Пермским театром оперы и балета. Знакомство наше состоялось в апреле 2005 года, он тогда работал в Новосибирске и приезжал со спектаклем Дмитрия Чернякова «Аида» на «Золотую маску» в Кремлёвский дворец. Это была легендарная для «Золотой маски», для Новосибирска и уж точно для Кремлёвского дворца история! Я была техническим директором фестиваля и провела незабываемые пять суток…

Понятно, что прошло 18 лет и Теодор мог наше знакомство забыть, поэтому, когда мы встретились нынешним летом на Дягилевском фестивале, я решила сразу зайти с козырей. Я говорю: «Митя Черняков. «Аида», — и Курентзис тут же вспоминает!

У нас тут же возник человеческий контакт. 7 сентября я была на его концерте в «Зарядье», и после концерта мы коротко переговорили.

Мы в контакте с административной группой Дягилевского фестиваля и планируем и показ нашей премьеры в рамках фестиваля 2024 года, и работу в качестве фестивальной площадки, если в этом возникнет необходимость, как было в этом году со спектаклем Нижегородского театра «Триумф Времени и Разочарования», и сотрудничество в рамках декабрьского «Дягилев+». Мы уже обсуждаем перспективы сотрудничества на 2025 год.

dsc-6095-2-kopiya.jpg

Фото: Никита Чунтомов


Мне в этой ситуации проще и комфортнее, чем кому бы то ни было в Перми, потому что у меня нет никакого связанного с этим негативного опыта. Я — чистый лист. Не сотрудничать — это очень странно! Что было — то было, все люди, у всех разные истории. Лучше думать о будущем, чем о прошлом.

Ещё один вопрос о взаимодействии. Что-то давно не слышно про Веронику Джиоеву… Где она?

Думаю, там же, где была, когда её пригласили в штат театра. Я знаю, что ей делались разные предложения, что она должна была петь в «Бале-маскараде», участвовать с «Нормой» в гастролях в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, но от обоих проектов в последний момент отказалась. Очевидно, это не лучшая договорённость, которая была у театра. Если у нас будет взаимное желание сотрудничать в отдельных проектах, мы вернёмся к разговору с ней об этом.

Вы вместе с Борисом Мильграмом и другими театральными деятелями Прикамья подписали воззвание по поводу планирующихся изменений в регламент «Золотой маски». Как человек, давно вовлечённый в эту историю, как вы представляете себе возможные пути развития этой премии? Можно ли ещё повлиять на развитие событий, или уже пройдена точка невозврата?*

Я благодарна Борису Леонидовичу Мильграму, который выступил инициатором этого воззвания. Проработав много лет в «Золотой маске», я понимаю, насколько эта история важна не столько для Москвы и Санкт-

Петербурга, сколько для российских регионов, особенно крупных театральных, таких как Пермский край. Я видела каждый год огромное количество спектаклей-номинантов из самых разных российских регионов, но, только приехав сюда, я поняла степень значимости фестиваля и премии для Перми. Это важно с точки зрения внимательной независимой экспертизы, которая смотрит всё, видит всё и оценивает всё, а не только то, на чём сосредоточен столичный фокус внимания.

Всегда был кто-то недовольный результатами конкурса, но при этом все участники понимали, как происходит отбор. Сейчас нам предлагают изменить этот алгоритм. Если всё будет так, как предлагается в проекте нового положения о «Золотой маске», уже не будет той широты взгляда, глубины проникновения в регионы.

Что касается отмены отдельных номинаций, таких как «Работа драматурга» и «Работа композитора»... Сидя в кресле директора академического театра, я могла бы сказать: «Проживём на классике, без современной музыки и современной драматургии», но нет! Без новой, специально заказанной музыки не будет развития театра, а театру мюзикла можно будет закрываться, потому что невозможно бесконечно ставить «Летучую мышь», при всём уважении к классической оперетте. Это касается и текстов тоже.

Все забывают, что у каждой номинации есть история возникновения, и в каждом случае это была выдающаяся работа, которую нужно было отметить. Ведь 30 лет назад не было ни «Работы драматурга», ни «Работы композитора», ни номинаций в современной хореографии. Все они возникали в связи с реальной потребностью, потому что возникало явление, существенное для театра, — например, спектакли малой формы, спектакли современной хореографии, новая драма и так далее.

Мне кажется, что ещё можно обсуждать новый вариант положения о премии и пытаться что-то изменить. Если новое положение будет принято вот сейчас, осенью, то решение экспертного совета по сезону-2022/23 уходит — в ящик стола, в урну, куда угодно. Национальная театральная премия и фестиваль пропускает сезон-2022/23. Мне кажется, люди не до конца это понимают. Нынешние экспертные советы работают по прежнему положению о премии, это их работа, они её закончат и принесут списки номинантов; но я не уверена, что решение экспертных советов, назначенных старым способом, удовлетворит Союз театральных деятелей, если он уже примет новое положение. Дальше с номинационными списками должна будет произойти процедура согласования. Что там останется из тех работ, которые выбрали эксперты? Когда это произойдёт?


dsc-6177-kopiya2.jpg

Фото: Никита Чунтомов


Есть же ещё алгоритм действий по подготовке фестиваля: московские театры должны предоставить свои площадки для гастрольных спектаклей, а региональные театры должны спланировать свои поездки. В последние годы номинантов объявляли в первых числах ноября. Мы с вами уже говорили о том, что у нас выстроен репертуар по июнь включительно, и, если было бы понятнее насчёт «Золотой маски», я бы запланировала ниши для поездки потенциальных номинантов в Москву. Сейчас я не очень понимаю, надо ли мне это делать, потому что зачем планировать то, что всё ещё обсуждается? А заседание рабочей группы в СТД опять отложили на неопределённое время… Я живу с ощущением, что фестиваля прошедшего сезона не будет. Это очень обидно, потому что у нас прекрасные спектакли, которые, я это точно знаю, достойны участия в конкурсе.

Прошло три месяца с тех пор, как вы были назначены на свою нынешнюю должность. Как вы себя чувствуете сегодня?

Мне не хочется впадать в пафос — я довольно ироничный человек, но я никогда не думала, что буду так комфортно себя чувствовать в новом театре и в новом городе. Когда я соглашалась на эту работу, мне в качестве напутствия говорили, что мне будет необходимо обеспечить комфортную атмосферу внутри творческих коллективов в театре; но у меня ощущение, что здесь абсолютно спокойно и люди готовы — всё-таки выйду на пафос! — к созидательной работе, к творчеству.

Мне в театре очень хорошо оттого, что не нужно никому, кроме себя, ничего доказывать. Мы легко нашли общий язык с Алексеем Мирошниченко, с которым мы до того не были лично знакомы. Я начала встречаться с коллективами, с оркестром, с оперными солистами… Всё жду, когда же начнутся сложности. Я понимаю, что я их дождусь и они возникнут в самом неожиданном месте, но пока мне просто очень интересно. Я пока очень много времени провожу на работе, но я работать люблю.

* Интервью было записано до того, как Союз театральных деятелей принял решение не изменять список номинаций и порядок формирования экспертных советов и жюри «Золотой маски».


Текст: Юлия Баталина, Новый компаньон
поиск