ТРИ ГОДА НАЗАД ИДЕЯ «DANCE-ПЛАТФОРМЫ» КАЗАЛАСЬ РИСКОВАННОЙ — СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ НА СЦЕНЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА? ДА НЕ БУДЕТ ТАКОГО НИКОГДА! НО «DANCE-ПЛАТФОРМА» НЕ ПРОСТО ПРИЖИЛАСЬ, ОНА СТАЛА ОДНИМ ИЗ САМЫХ ОЖИДАЕМЫХ СОБЫТИЙ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА. ПОСМОТРЕВ ПОСТАНОВКИ МОЛОДЫХ ХОРЕОГРАФОВ НА ГАЛА-КОНЦЕРТЕ, ПОНИМАЕШЬ — НЕ ЗРЯ ЕКАТЕРИНБУРГ ПРЕТЕНДУЕТ НА РОЛЬ СТОЛИЦЫ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ.
Вчера под занавес «Dance-платформы» Пермский театр оперы и балета представил одноактный балет «Рубины» на музыку Игоря Стравинского с авторской хореографией Джорджа Баланчина. «ОГ» удалось встретиться с главным балетмейстером театра, Алексеем Мирошниченко, и более подробно узнать о важности синтеза классики и модернизма в современной хореографии.
— Что изменилось, если сравнить номера этого года с постановками «Dance-платформы» предыдущих лет?
— Я вижу склонность к сюжетности у современных хореографов. Мне запомнился номер «Всё включено» Владимира Варнавы из первой «Dance-платформы». Это доказательство того, что «поэт в России — больше, чем поэт». Мне кажется, хореографов всё время тянет к социальной проблематике, часто идея постановки определяет стиль. Каждый хореограф решает для себя сам, на классической или неклассической основе он будет создавать постановку. Главное, чтобы это было художественно убедительно. Тогда сюжет уже не имеет значения. Отличительная черта русских хореографов в том, что им часто ещё нужно учиться искать баланс между формой и содержанием. На базе русской балетной классической школы можно вырастить всё. И современную хореографию в том числе.
— «Рубины» — действительно эффектная точка для завершения «Dance-платформы»…
— Да, мы с Вячеславом Самодуровым, худруком Екатеринбургского театра оперы и балета, решили оставить «Рубины» на «сладкое». Эта гениальная постановка показывает, какой должна быть хореография. «Рубины» — квинтэссенция музыки и хореографии. Именно к такому стоит стремиться молодым постановщикам. Не копировать Баланчина, а создавать собственную интеллектуальную хореографию. Где не будет ни единого пустого места и степень абстракции будет подобна музыке. Балеты Баланчина — видимая музыка. Там не обязателен сюжет. Мы воспринимаем её сердцем.
— Каким видите будущее «Dance-платформы»?
— Мне кажется, она уже перестала быть конкурсом и постепенно превращается в фестиваль. Я бы даже назвал её форумом. Профессионалы съезжаются вместе, работают, обмениваются опытом, делают новые постановки. «Dance-платформа» — не только гала-концерт. Она формирует будущее нашего балета. Здесь даётся возможность молодым хореографам развивать свои таланты. Все условия здесь максимально приближены к созданию постановки в естественной среде — хореографу дают труппу и сцену, а он создает уникальную постановку. По театральным меркам, когда нет времени и всё занято спектаклями, планами, гастролями — это просто роскошь!
— Всего лишь три недели… Не слишком ли жёсткие условия?
— Нет, для десятиминутного номера вполне достаточно. Для того, чтобы научиться ставить постановки, хореографу очень важны творческие мастерские, подобные «Dance-платформе». В Перми в рамках конкурса «Арабеск» есть конкурс хореографов. Но туда присылают уже готовые работы. А на «Dance-платформе» хореографу даются три недели и артисты. За это время нужно поставить десятиминутный номер. Это не сделать за два дня. Поэтому работа над номерами у хореографов началась ещё в начале сентября. Эти-то выступления и показали публике 21 и 22 сентября.