25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
15.04.2013
Валентин Урюпин: «Сегодня музыканты из оркестра могут заткнуть за пояс иного дирижера»

Валентин Урюпин - самый востребованный и широко известный российский кларнетист молодого поколения. Одновременно он входит в плеяду наиболее перспективных молодых дирижеров, успешно развиваясь в двух ипостасях. Специальный корреспондент радио "Орфей" встретилась с Валентином Урюпиным для эксклюзивного интервью. 

- Валентин, на одном из концертов, Вы играли сначала на кларнете, а потом дирижировали. Какое место в Вашей жизни сегодня занимает кларнет? 

- Кларнет – это уже часть хобби (улыбается)

- При этом в прошлом году Вы участвовали в Международном конкурсе кларнетистов в Италии и победили, получили специальный приз на конкурсе ARD в Мюнхене, зачем тогда ехать на конкурс, если это хобби?

- Конечно же, я не совсем прав, когда говорю, что кларнет - это хобби. Но удельный вес моих activity в последнее время медленно, но верно меняется в сторону дирижирования.


Фото с сайта www.muzcentrum.ru

- Все началось с Харькова? Именно там Вы стали главным приглашенным дирижером академического молодежного симфонического оркестра.

- Не совсем так. В Харьков я пришел значительно позже. Началось все в раннем детстве, когда я понял, что быть дирижером – это моя мечта.

- Валентин, а как Вы это поняли?

- Видел по ТВ дирижеров, правда, тогда не очень понимал, что это как-то связано с музыкой. Мне казалось, что дирижер – человек, который стоит и делает красивые жесты. И ему за это аплодируют. Со временем, конечно, пришло понимание, что это не совсем так, но мечта только стала сильнее от этого. И когда мне было 19 лет, так получилось, что я впервые встал за пульт, не учась этому специально.

- Как сложились обстоятельства, чтобы это произошло?

- Есть такой замечательный дирижер Анатолий Абрамович Левин, который возглавляет оркестр Московской консерватории. Это изумительный музыкант и один из тех людей, кто на меня сильно повлиял, дал мне «путевку в жизнь». На первом курсе, учась в  классе Евгения Александровича Петрова как кларнетист, я играл в студенческом оркестре. И Левин меня пригласил сыграть концерт Моцарта в Большом зале Консерватории. Это было одно из первых моих вечерних выступлений на этой сцене с оркестром. Во время репетиции Анатолий Абрамович ушел в зал слушать оркестр, который играл сам. И когда он уходил, как-то так получалось, что я начинал вести оркестр, не знаю чем - дыханием, кларнетом, но он заметил это, и видимо увидел во мне какой-то потенциал. Помню, я еще тогда ему сказал, что мечтаю дирижировать… Но эта профессия очень трудно открывает двери… Нельзя просто рийти куда-то со словами «я хочу быть дирижером». Вначале ты должен себя зарекомендовать как инструменталист или теоретик с хорошим слухом, найти педагога… Это все непросто. Когда я сказал Левину о своей мечте, он спокойно ответил, что это хорошо. Вскоре после выступления в Большом зале Анатолий Абрамович пригласил меня в Молодежный Симфонический оркестр Поволжья, - это коллектив, в котором играют молодые музыканты со всей России и не только. Оркестр каждое лето собирается в городе Тольятти. При этом в оркестре есть стажерская группа для дирижеров, в которую входили замечтальные ребята, сейчас очень динамично развивающиеся: Макс Емельянычев, Азиз Шохакимовпозже к нам присоединился Тимур Зангиев – ему сейчас 18 лет, а он уже работает в театре Станиславского, это вообще фантастика. Невероятно талантливый парень. И вот тогда в 2005 году Левин сказал: «Приезжай ко мне! Но я тебе естественно не дам дирижировать - ты ничего не умеешь. Должен будешь сыграть произведение Россини для кларнета с оркестром. И будешь готовить его сам и играть без дирижера. А если у тебя не получится, дирижировать будет кто-то другой». И вот как-то неожиданно я вышел к оркестру, абсолютно ничего не умея.Как-то все симпатично прошло, после чего Анатолий Левин сказал, что мне надо заниматься дирижированием. Это был 2005 год. А еще на той же сессии в Тольятти оказался человек, благодаря которому я дирижером и стал. Это профессор Государственной консерватории Узбекистана  Владимир Неймер, который занимается тем, чем мало, кто занимается.

- Чем это?

-Он учит совсем начинающих дирижеров не общемузыкальным вещам, а именно профессии. Это не только азы специальности - дирижерская аппликатура,  методы воздействия,  постановка красивых и понятных рук. Он учит тому, чему научить вообще невозможно – эмоциональному излучению.

- А что такое излучение?

- Способность воздействовать на оркестр не просто схематично-мануально, а так, чтобы у музыкантов загорелись глаза, чтобы они что-то почувствовали и за тобой пошли. Конечно, в первую очередь это излучение должно быть в тебе самом. Но часто надо уметь это достать из человека. Вот это Неймер и делает.

- Знаю, что Вы учились 2 года в классе оперно-симфонического дирижирования у Владимира Неймера… Как это проходило?

- Я стал летать в Ташкент несколько раз в год. Вначале все шло очень неважно: у меня длинные руки, которые совсем не хотели вставать на место. Даже мне сейчас Владимир Борисович говорит: «Ты знаешь, Валя, в какой-то момент я подумал, что ты так и останешься дирижирующим солистом и из тебя не получится настоящего дирижера, который может выступать на симфонической эстраде, в опере, балете». Однако в какой-то из приездов, я очень хорошо помню этот момент – это была «Ромео и Джульетта» Чайковского - он сказал: «Стоп. Запомни! Вот сегодня я впервые видел у тебя красивые руки». Но это очень дорого мне все стоило, я часами занимался по ночам перед зеркалом. Многие, кстати, дирижеры занимаются перед зеркалом, хотя почему-то не любят в этом признаваться. Но в ясельном возрасте для дирижера это просто необходимо.

А в 2008 г. яблагодаря занятиям с Неймером, довольно легко поступил на второй курс Московской консерватории в класс Геннадия Николаевича Рождественского.

- На Ваш взгляд, сколько обычно продолжается ясельный возраст у дирижера?

- Ну, ясельный возраст у меня уже прошел – я довольно много дирижирую разными оркестрами, но детский возраст продолжается, совершенно не стесняюсь в этом признаться. Все-таки что-то есть в утверждении, что дирижер – это профессия второй половины жизни. Хотя нельзя сказать, что это определенная истина. Итальянский дирижер Вилли Ферреро, например, дирижировал ведущими оркестрами мира в 9 лет. Он был непревзойденным дирижером малых форм – например, гениально дирижировал «Болеро» Мориса Равеля.

- Вы – художественный руководитель оркестра Arpeggione. Какая у Вас была идея, когда Вы создавали свой оркестр?

- Нас было двое: я и очень талантливый виолончелист Николай Шугаев, он сейчас учится за рубежом. Мы решили создать новый оркестр, казалось бы абсолютно непонятно зачем – в Москве оркестров пруд-пруди. Почему-то пришла такая идея. Моя мотивация была простая: меня на тот момент как дирижера никто не знал, мне нужна была практикаСейчас уже для нас всех этот оркестр – такая отдушинавозможность иногда собраться со старыми друзьями и помузицировать, слава Богу, по-прежнему приглашают довольно часто. Но именно с него все и началось. Потом уже были другие оркестры, потом был Харьков.

- А сейчас Вы в Перми…

Пермский театр оперы и балета - мое официальное и любимое место работы, я очень счастлив, что моя жизнь сейчас связана с этим театром и, конечно, с Теодором Курентзисом, который меня пригласил.

- С Теодором сложно, наверное, работать?

- Я так подозреваю, что и со мной непросто работать.

- Вы верите в то, что сохраняется тирания в музыкально-дирижерской среде?

- Я как раз придерживаюсь мнения, что эпоха дирижеров-тиранов ушла.

- Каким, на Ваш взгляд, предполагает быть дирижеру?

- Дирижер – это музыкант, коллега, первый среди равных. Просто это человек, который в силу своей профессии, знаний, специфической одаренности, находится за пультом. При этом я исключаю подавление какое-либо. Вообще в самом факте существования дирижеров уже есть трещина, диссонанс: есть человек, который командует другими. Мало кто это любит. То, чего не стоит, на мой взгляд делать - напускать на себя командный вид и демонстрировать свое превосходство, частодобавлюмнимое. Нужно с этими конкретными музыкантами, в этой ситуации, здесь и сейчас заниматься музыкой. Дирижер в своем оркестре должен иметь стратегию развития коллектива, убеждать музыкантов в верности этой стратегии не административными методами, а творческими. Конечно же я не идеалист, понятночто есть общая дисциплина для всех, субординация, бывают ситуации самые разные, но на мой взгляд, уже прошла эпоха дирижеров, которые могли передержать на несколько часов музыкантов или  показать 2 пальца на репетиции (это означало  в американских оркестрах, что вы уволены). Этого я не приемлю и считаю, что сейчас мы движемся в другую сторону. И, наверное, это хорошо еще и потому, что уровень оркестрантов очень вырос. Сегодня многие музыканты могут заткнуть за пояс иного дирижера. Поэтому мы должны стараться действительно соответствовать нашему статусу и беречь музыкантов.

- У Вас с Юрием Башметом плотные творческие отношения. Чему Вы у него учитесь?

- Я очень рад, что имею возможность выступать с ним вместе на одной сцене. Учусь у него способности простыми словами передать глубокую мысль. Так, что даже и не замечаешь, что она была произнесена. Но спустя время ты возвращаешься к этим словам, прокручиваешь их в памяти и понимаешь, что человек вдруг раз и заглянул в корень проблемы. Второе: отношение к звуку. Это очень важно. Музыка состоит из развития, из какой-то музыкальной драматургии, но в первую очередь из внимания к каждому звукук его длительности, окраске, эмоциональному посылу. И вот этому бережному и разнообразному отношению я учусь.

Екатерина Андреас | Радио «Орфей»

поиск