25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
11.09.2013
Марк де Мони: В Пермь должны ехать за Чайковским

На Дягилевском фестивале-2014 выступят Диана Вишнёва, Акрам Хан и Portishead

В нашем театре начинается 142-й сезон, и начинается, по-моему, замечательно — премьерой «Королевы индейцев» Генри Пёрселла. Это не просто постановка.

Удивительное совпадение интересов двух художников — Питера Селларса и Теодора Курентзиса — видится мне неким знаком судьбы. Курентзис и Селларс выступают соавторами, своего рода переводчиками для композитора, и впервые в мире «Королева индейцев» прозвучит как цельное произведение, полностью написанное Генри Пёрселлом.

Радостно, что это происходит у нас, в Перми. Спектакль создаётся в копродукции с мадридским Teatro Real и в ноябре будет там представлен. После этого постановка будет повторена в Лондоне, но там будет свой состав — это перенос концепции. Подобное сотрудничество — знак того, что с этого года Пермский театр оперы и балета становится полноправным членом сообщества ведущих театров мира.

Уже неоднократно сказано о многочисленных плюсах такого подхода, и я не стану повторяться. Замечу лишь, что, по моему мнению, одной финансовой выгоды недостаточно для того, чтобы включаться в копродукцию. Должен быть при этом и творческий смысл.

Следующим примером такого сотрудничества будет постановка балета Стравинского «Весна священная», за которую берётся радикальный хореограф Ромео Кастеллуччи. Эта премьера должна была состояться на Международном фестивале в Манчестере летом 2014 года, но была перенесена на начало следующего сезона  — ориентировочно на сентябрь 2014 года. Связано это со сложностью и дороговизной сценической машинерии, придуманной Кастеллуччи, — она оценивается в €1 млн. Манчестерский фестиваль, который планировал быть ведущим продюсером, отказался от этой роли, хотя и остался в числе копродюсеров. К счастью, проект подхватил другой фестиваль — Рурская триеннале. В копродукции наряду с нами участвуют также Вена и Нью-Йорк.

Если продолжить о международном сотрудничестве, необходимо упомянуть гастрольную политику. Мы сейчас работаем над тем, чтобы формат наших гастролей, прежде всего балетных, стал принципиально иным.

До сих пор наш балет выезжал за рубеж надолго, бывало, до двух месяцев, при этом работал в очень не щадящем графике, в основном на провинциальных сценических площадках Франции, Голландии, Ирландии. Сейчас мы договариваемся о том, чтобы балетная труппа выезжала ненадолго и выступала только на престижных площадках. При этом мы намерены показывать не только популярную классику, но и новые работы. Первые результаты договорённостей уже есть: в октябре мы покажем на сцене Королевского театра в Мадриде одноактные балеты «Сказка о Шуте, семерых шутов перешутившем» и «Свадебка».

Понятно, что подобные гастроли планируются всегда заранее, и сейчас мы ведём переговоры с Лондоном о гастролях в следующем сезоне или через сезон. Мы также открываем новые горизонты: планируем гастроли в Японии и в Китае.

С очень необычными гастролями отправится в Рурскую область Германии оркестр MusicAeterna в начале октября. Будет исполняться «Весна священная» Стравинского, которая по-английски называется Rite of Spring («Весенний ритуал»), и новое произведение Дмитрия Курляндского с созвучным названием Riot of Spring («Бунт весны»), написанное специально по заказу Теодора Курентзиса. Теодор полагает, что «Весна священная» утратила шокирующее впечатление, которое производила в 1913 году, и стала просто классикой. Для того чтобы вернуть слушателям ощущение шокирующей новизны, которое было на премьере «Весны священной» 100 лет назад, в пандан к ней написано произведение одного из самых радикальных композиторов современности.

Оркестр
Как всегда, на закрытии Дягилевского фестиваля выступит большой фестивальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса. Планируется Третья симфония Малера
Фото: Алексей Гущин

В финале Riot of Spring ломаются все инструменты, так что принимающая сторона вынуждена закупить два комплекта оркестровых инструментов  — концерт будет сыгран дважды.

В феврале MusicAeterna поедет опять-таки на небольшие, но очень престижные гастроли: четыре ведущие концертные площадки Европы  — Берлинская филармония, Парижский Cite de la Musique, Megaron (Афины) и главный концертный зал Лиссабона, исполняться будет «Дидона и Эней» Пёрселла.

Всё это вместе — и спектакли, сделанные в копродукции, и гастроли  — говорит о том, что мы наращиваем своё присутствие на международной арене. К тому же скоро на лейбле Sony выйдет записанный в Перми диск со «Свадьбой Фигаро» Моцарта, затем Cosi fan Tutte того же Моцарта, затем сборник произведений Жана Филлипа Рамо... Я уверен, это будут новые эталонные записи.

Если вернуться к планам на сезон, то здесь, кроме «Королевы индейцев», две главные премьеры  — опера Дмитрия Курляндского «Носферату» и балет на музыку Адана «Принцесса Флорина и Голубая птица». «Носферату»  — премьера долгожданная. Её уже два раза переносили. Два экстремала  — Курляндский и режиссёр Теодор Терзопулос, сценография основателя arte povera Янниса Кунеллиса... Такого мир ещё не видел. Мы ставим этот спектакль полностью на внебюджетные средства, чтобы не было повода сказать, что «народные деньги тратятся на эту жесть». При этом «Носферату» уже зовут показать в Польше и в Китае.

А «Принцесса Флорина и Голубая птица» — полностью авторский проект нашего главного балетмейстера Алексея Мирошниченко. Он сам сделал попурри из музыки Адана, сам сочинил либретто. В спектакле участвует Пермский хореографический колледж, так что балет сможет присутствовать в репертуаре театра даже тогда, когда балетная труппа будет на гастролях.

«Принцесса Флорина» — это абсолютно «антикурентзисовский» проект: тут и музыка типично «балетная», что Теодор не сильно любит, а эстетика постмодернистская  — танец в духе позднего Петипа... Но проект настолько нагло и радикально «антикурентзисовский», что вписывается в курентзисовскую художественную политику. И уж точно это будет нечто очень зрелищное и очень популярное.

балет
«Концерт» Джерома Роббинса в этом году будет возобновлён
Фото: Антон Завьялов

Кроме того, мы возобновляем вечер балетов Джерома Роббинса. Необходимо сделать это в нынешнем сезоне, чтобы продлить лицензию на «Концерт» и «Времена года».

Ещё одна важная новинка сезона  — серия опер в концертном исполнении. Мы начинаем практику концертных постановок опер, которые не могут быть полноценно представлены на нашей сцене просто потому, что сцена маленькая. Это, к примеру, оперы Вагнера. Пермяки смогут послушать большие оперы в хорошем исполнении, не дожидаясь окончания строительства новой сцены. Первым будет исполнен «Летучий голландец» Вагнера с приглашённым дирижёром Томасом Зандерлингом, к Новому году дирижёр Валентин Урюпин готовит концертное исполнение оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», а весной Теодор Курентзис будет руководить концертным исполнением «Богемы» Пуччини.

Мы ведём переговоры с Teatro Real и режиссёром Питером Селларсом о переносе на нашу сцену знаменитой мадридской «Иоланты» Селларса  — Курентзиса. Проблема  — в исполнительнице заглавной партии. Селларс не видит в этой роли никого, кроме Екатерины Щербаченко. Она уже занята в новой постановке Glyndebourne Festival Opera. Мы ведём переговоры, чтобы фестиваль её отпустил.

Эта «Иоланта» нам очень нужна: мы хотим, чтобы в нашем театре имени Чайковского все произведения Чайковского были лучшими в мире. Пермь должна стать мировым эталоном исполнения Чайковского  — за Чайковским дожны ехать именно сюда. Поэтому в новых постановках Чайковского  — а мы намерены обновить «Пиковую даму» и «Евгения Онегина», а также балет «Спящая красавица»  — не может быть никаких компромиссов. «Иоланта» Селларса  — Курентзиса  — как раз пример такого бескомпромиссного творчест­ва.

Конечно, важнейшее событие предстоящего сезона  — это Дягилевский фестиваль, который в этом году пройдёт 20-30 июня. Планируется много интересного, но не всё подтверждено окончательно, что-то ещё может измениться. Мы намерены показать ещё одну балетную премьеру  — вечер Джорджа Баланчина из одноактных балетов «Рубины» и «Аполлон Мусагет». Я понимаю, что этих двух совсем небольших балетов маловато для полноценного гала-вечера, и к ним присоединится третий спектакль  — мы сейчас решаем, какой.

Кроме того, на фестивале собираемся показать творческий вечер Дианы Вишнёвой; танцевальный спектакль бельгийца Алана Плателя на музыку Вагнера и Верди C(h)oeurs — это можно перевести как «Сердца» или «Хоры»,  — очень мощный спектакль, он был у нас номинирован в прошлом году на премию имени Дягилева. В прошлом и в этом году у нас были пиано-гала, на будущем фестивале такой концерт снова будет, а также будет скрипичный гала и персональный вечер всемирно известной скрипачки Патричии Копачинской.

Старинную музыку представит французский ансамбль Poeme Harmonique, а также выступит лучший в мире ансамбль медных духовых German Brass. Будет и рок-концерт  — выступит группа Portishead.

Уточняется драматическая часть программы, но она точно будет, а по поводу современного танца мы ведём переговоры с Акрамом Ханом.

В новом сезоне немало организационных новшеств в театре. Главное  — это, наверное, то, что мы приступили к формированию молодёжной оперной труппы. Это давняя мечта Теодора Курентзиса: мы соберём талантливых, но пока неизвестных молодых певцов со всего мира, и Теодор будет лично заниматься с ними.

Нам нужна такая труппа, чтобы достойно сохранять наш уникальный баланс между системой stagione и русским репертуарным театром. Надо сделать так, чтобы опера, когда перестаёт быть премьерой и входит в постоянный репертуар, не теряла в качестве, а для этого должна быть постоянная труппа хорошо обученных, специально взращённых исполнителей.

Интернет-газета NewsKo

поиск