14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Май
    11
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
17.09.2014
Теодор Курентзис: «В столице ничего не происходит»

Уже завтра в столице Урала завершится III Симфонический форум — одно из ключевых культурных событий осени. Лучшие оркестры со всей страны, каждый концерт — с невероятным аншлагом. Дебютантом этого года стал оркестр Пермского театра оперы и балета MusicAeterna. Дебют известного оркестра оказался крайне удачным — на концерт было не пробиться. Под занавес форума мы поговорили с художественным руководителем Пермского театра оперы и балета Теодором КУРЕНТЗИСОМ.

Борьба с «оркестровым синдромом»

— Вы впервые участвуете в Симфоническом форуме. Поделитесь впечатлениями о нашем зрителе?

— Как можно судить о публике? Аплодируют ли между частями, отключают ли мобильные телефоны? В XVIII веке, например, не только хлопали, но и вызывали на бис, и музыканты повторяли целые части. Но, на мой взгляд, хорошая публика — это нечто другое… Это когда ты чувствуешь спиной, что она «идёт» за тобой. С точки зрения вот этого метафизического восприятия, мне очень нравится ваш зритель.

— В то время как в Екатеринбурге с аншлагом проходил ваш концерт, ещё один маэстро — Владимир Спиваков отмечал своё 70-летие…

— Владимир Спиваков, безусловно, важная фигура для российской культуры. Это человек, который дал мне работу в Москве, когда другие боялись это сделать. Его карьера была ознаменована переходом от советской эстетики к новой России. Создавая «Виртуозов Москвы», он прошёл через сложные коридоры обстоятельств. Но я не ориентируюсь ни на одного дирижёра. Уважаю очень многих мастеров, но один не должен ориентироваться на другого. Это как если бы Рембрандт подражал Тициану. Я уверен, что нужно создавать своё, пусть даже это будет хуже, но это уже не просто копия.

— Индивидуальность, надо полагать, это и главный критерий при отборе музыкантов для вашего оркестра MusicAeterna?

— Главное для меня, чтобы человек жил в музыке, по-настоящему чувствовал её. Представим, что вы хороший профессионал и я профессионал — мы сможем сделать с вами хорошее интервью, а жить вместе под одной крышей сможем? Не факт. С музыкантами мы не просто идём вместе играть, мы идём вместе жить. И не только ночевать, а просыпаться… Это должны быть первоклассные музыканты, обладающие гибкостью духовной природы, потому что музыкальным переживанием нужно делиться. А сегодня можно встретить немало музыкантов с «оркестровым синдромом», которые не вдохновляются тем, что делают, и не вдохновляют.

— Тогда каким должен быть идеальный оркестр?

— Это очень непростой вопрос. Если говорить конкретно о нашем оркестре, то по стратегии и внутренней организации мы не имеем ничего общего с остальными. У нас нет профсоюза, точного расписания репетиций — сидим сколько нужно. Сейчас думаем о такой политике, чтобы о выступлении мы узнавали всего лишь за неделю. Потому что когда горячо, тогда и клеится дело. Я не понимаю тех, кто планирует концерты на три года вперёд — ведь нет никакой уверенности, что через три года мы захотим это играть. Надо есть суп, пока он горячий.

И ещё один фактор — необходимо, чтобы заказывалась музыка композиторов, которые живут и пишут сейчас.

— И кого из ныне пишущих композиторов вы бы выделили? У кого есть шанс остаться в веках?

— Я могу назвать много имён — Алексей Сысоев, Сергей Невский, Дмитрий Круглянский, Алексей Сюмак и так далее. Запомните на всякий случай. Что касается памяти на века, то я не уверен, что через 200 лет будет Земля… Может быть, и всех будут вспоминать. А может, никого. Например, вы знакомы с музыкой Танеева? Прекрасный композитор. Почему в Екатеринбурге нет его улицы, ведь есть же улица Чайковского? Философский вопрос. А если соберутся пять дирижёров и объявят год Танеева, может быть, что-то и изменится. Всё субъективно. У того же Бетховена была очень тяжёлая жизнь, но сегодня нет человека, который бы его не знал. Если честно, я поражён, что он известен, потому что у него очень сложная, архитектурная, если можно так сказать, музыка, она отнюдь не ласкает ухо. Почему принято любить Бетховена? Почему его так любит народ?

— Но именно Бетховена вы исполняете на форуме — 5-я и 7-я симфонии. И публика очень тепло вас принимает. А критики теряются в догадках: как вам удалось сделать невероятно стильную интерпретацию, благодаря которой зритель будто оказывается во времена Бетховена, слышит его концерт?

— Мы провели настоящее исследование с музыкантами, как поймать дух того времени. И самое главное, нужно понять, что хочет сказать композитор. Только тогда возможно найти нужный звук. А звук — это язык, с помощью которого ты будешь говорить со зрителем. Прежде чем понять, что человек хочет сказать, нужно понять, на каком языке он говорит. Каждый звук должен быть прозрачен, звук — как носитель генетической информации духа того времени, замысла автора. Да, наша интерпретация пятой и седьмой симфоний звучит несколько радикально. Всё дело в очень быстром темпе — что соответствует метрономам Бетховена. Эти симфонии относятся не к романтизму, а революционному классицизму – это революционное настроение, огни, запах пороха XVIII века, благодаря такому темпу появляется динамика, сила в этой музыке.

Надежда на план «Б»

— Симфорум проходит не в Москве, не в Санкт-Петербурге… А на Урале. Это — признак развития региона?

— Как раз хотел сказать о вашем городе. Он прекрасен. А насчёт вашего вопроса — я вообще считаю, что вся надежда сегодня на план «Б». В столице ничего не происходит, потому что там уже всё сделано когда-то: большие театры, великие произведения искусства… В масштабе нации могу привести в пример греков — их предки сделали всё ещё несколько веков до нашей эры, и это было лучшего качества, чем делают сейчас… У этой нации уже нет тяги к изменениям, потому что они должны сохранять то, что у них есть. А сохранять, да ещё и двигаться вперед — это очень сложно. Поэтому они не берутся рисковать, а тот, кто не рискует, тот и не может шагнуть дальше. Кто же тогда будет рисковать? Развиваться? Кто будет двигаться по пути эволюции? Екатеринбург, например.

— И Пермь наверняка?

— Конечно, а также Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Саратов, Омск — вот эти семь городов, которые должны нести флаг культурной революции. Чтобы в каждом городе была индивидуальность, чтобы прогрессивная молодёжь Екатеринбурга не уехала в столицу, а осталась здесь. Но для этого в городах должны быть и театры, и галереи, вместо (или вместе!) нескольких заводов — культурные комплексы, современная музыка, те течения, которые позволят как раз шагнуть вперёд, перевернуть страницу. Мы в Перми стараемся это делать, и у вас тоже могут происходить чудеса — посмотрите, сколько рок-музыкантов отсюда — это уже целая традиция. И если бы было семь культурных революций в каждом из этих городов, то уже через пять лет — это был бы высочайший уровень.

Областная газета

поиск