19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
19.12.2014
Теодор Курентзис: «Как поступает Теодор?»

Опера «Так поступают все» Моцарта в исполнении солистов, хора и оркестра MusicAeterna из Перми, привезенных в Петербург фестивалем «Золотая маска», была показана в Михайловском театре в рамках большой программы III Международного культурного форума. За пультом впервые в этом театре стоял Теодор Курентзис, главный дирижер Пермского оперного театра. Не успели остыть страсти после его феерического выступления в Филармонии на фестивале «Дягилев. P. S.» с программой Генделя и Перселла, как он ошеломил культурную общественность своим фирменным, хотя и не бесспорным аутентизмом в знаменитой опере Моцарта. Музыковед Владимир Дудин узнал у Теодора Курентзиса, откуда у него такая страсть к космическим скоростям в классической музыке.

— Слушая ваше исполнение в Михайловском театре, я почему-то все время думал, что вы, ваш хор, оркестр и солисты могли бы работать здесь...

— Мне предлагали, но я все же принял решение уехать в Пермь. Там я собрал оркестр из особых кадров. В Перми у меня с самого начала был карт-бланш: я мог создать новый оркестр исторических инструментов, оставив в покое уже имевшийся там старый оркестр, музыканты которого ни в чем не были виноваты, чтобы их увольнять. В моем оркестре с каждым музыкантом заключен годовой контракт, в нем собираются единомышленники. Мне предлагали работать с разными оркестрами в оперных театрах Европы, но для меня именно пермский оркестр является ни с чем не сравнимой ценностью. Диски, которые я с ним выпускаю, демонстрируют высокое качество и постоянное стремление к совершенству, к избавлению от каких бы то ни было лимитов. Оркестр MusicAeterna котируется сегодня наряду с такими оркестрами исторических инструментов, как Фрайбургский барочный оркестр, «Кончерто Кельн», «Музыканты Лувра», Оркестр века Просвещения.

— С другими оркестрами вы сотрудничаете?

— Да, я являюсь главным приглашенным дирижером Малеровского камерного оркестра, сотрудничаю с оркестром Юго-западного радио Баден-Бадена, продолжу сотрудничество с оркестром «Музыканты Лувра», где главным дирижером является Марк Минковски, запланированы концерты в венском Концертхаусе. Из оперных проектов будет «Кармен» в «Ковент-Гарден». В 2017 году со своим оркестром MusicAeterna я приглашен ставить оперу «Милосердие Тита» Моцарта в Зальцбурге. Будет Экс-ан-Прованс, в Цюрихской опере буду ставить «Макбет» с режиссером Барри Коски.

— Известно, что зарплаты у музыкантов вашего оркестра превосходят зарплаты многих даже столичных коллективов. Будь ставки ниже, удалось бы вам создать и удержать свой оркестр?

— Если вы слушали запись Четырнадцатой симфонии Шостаковича, сделанной на лейбле «Альфа», то открою секрет: музыканты получили за эту запись по 100 евро. MusicAeterna началась с бесплатного музицирования. Но я не хочу, чтобы музыканты зарабатывали мало, это неправильно, они не должны думать о том, что съесть. Они должны стремиться к борьбе с музой, а не с животом.

— В вашей интерпретации «Так поступают все» поразили быстрые темпы. Какая философия стоит за ними?

— Думаю, причина — в ваших постромантических ушах. Если вы возьмете метроном Бетховена, вам его симфонии покажутся нереально быстрыми. Но признаюсь, я тоже, как и вы, вырастал в постромантическое время, и классическая музыка была у меня на слуху в определенных темпах. Но я перестроился на другой метроном и спустя месяц после этого уже мог слышать по-другому. Я провел достаточно длительные исследования в области темпов. Даже спорил с самим Николаусом Арнонкуром, который говорил, что увертюра к «Свадьбе Фигаро» в моей интерпретации жутко быстрая. «Какой в таком случае будет увертюра к «Так поступают все»?» А оркестр Арнонкура играл очень медленно. Но в одном трактате нашлось воспоминание о Вагнере, который сам дирижировал «Свадьбу Фигаро» не быстро. Во время исполнения ему кто-то сказал из зала: «Маэстро, вы играете неправильно. Моцарт играл стремительно быстро, считая на два, на Alla breve, я сам видел, как дирижировал Моцарт».

— Какими еще оперно-симфоническими чудесами собираетесь удивлять в ближайшем будущем?

— В Пермском театре будет премьера оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха, очень интересная история. Там же в следующем году будут исполнены «Оранго» и «Условно убитый» Шостаковича, а также шедевры, которые ни разу не исполнялись в России, — «Солдаты» Циммермана и «Гранд макабр» Лигети.

— Удалось ли вам договориться с властями Перми о продолжении условленного ранее финансирования своих проектов в оперном театре?

— Нам пообещали, что все будет хорошо.

— А о создании в Перми консерватории пока не договорились?

— Увы, нет. Пока люди не поймут, что образование высокого уровня там необходимо и целесообразно. Люди находятся в плену привычек: зачем что-то менять, если как-то до сих пор жили? Намного проще оставаться во тьме неведения, чем поставить правдивый диагноз. Это в корне неправильная позиция. Человек должен чаще заглядывать внутрь себя, чтобы понять, кто он и зачем он здесь, стараясь сделать шаги по самосовершенствованию. Так же и каждый город должен смотреть на себя со стороны и делать какие-то выводы. Правда, есть разница между, например, Санкт-Петербургом и Пермью, у которых разные критерии самооценок. В одном случае у города есть масса возможностей, доставшихся в качестве роскошного подарка от предшественников, а в другом таких возможностей намного меньше.

Вопросы задавал Владимир Дудин | Санкт-Петербургские Ведомости

поиск