26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
10.10.2016
Вечное звучание хора musicAeterna

Участники хора Пермского театра оперы и балета musicAeterna Валерия Сафонова (хормейстер, сопрано), Дмитрий Камалетдинов (баритон) и Евгений Икатов (бас) рассказали «ПТ» о своих любимых музыкальных произведениях, о специфике пения в хоре, а также поделились размышлениями об уникальности и философии musicAeterna.

Чем пение в хоре принципиально отличается от сольного исполнения?

Евгений Икатов: Хор — это пение в составе 20–40 человек, и все свои амбиции нужно забыть, хотя у нас очень много вокалистов, которые имеют сольные голоса.

Валерия Сафонова: В хоровом пении самое важное — это ансамбль. Это значит, что нужно динамически, интонационно, тембрально и музыкально петь в ансамбле, то есть быть в одном направлении и на одной волне с остальными.

Может ли сольный исполнитель петь в хоре?

Валерия Сафонова: Почему-то в российских вузах вокалистов всегда предостерегают от хорового пения. На западе другая школа, там многие солисты начинают с пения в хоре, и для них это абсолютно естественно. У нас принято петь очень громко, широким звуком с большим вибрато, и считается, что солист не должен ни под кого подстраиваться. Но если ты поёшь в ансамбле, ты не можешь петь так, как хочешь. Мне кажется, что для вокально образованного музыканта пение в хоре — это не проблема.

Евгений Икатов: Где-то приходится «на горло себе наступать», чтобы быть в одном звучании с остальными. В нашем хоре нет голосов, которые не нужны. Коллектив хорош тем, что каждый человек занимает своё место.

Кто может попасть в ваш хор? Какими качествами должен обладать участник musicAeterna?

Валерия Сафонова: В наш хор может попасть профессиональный певец с приятным голосом и золотым характером. Человеческий фактор очень важен. Единственная наша проблема в том, что в Перми нет консерватории, поэтому люди должны приезжать из других городов.

Евгений Икатов: В любом случае это должен быть профессионал. И музыкант-исполнитель, и человек с большой буквы. Я считаю, что профессионализм выражается также в том, чтобы скрыть свои недостатки, потому что людей без недостатков не бывает, и показать свои достоинства.

Какая атмосфера в хоре? Есть ли у вас традиции, ритуалы?

Валерия Сафонова: Мы надеемся и верим в любовь, стараемся не переходить на казённые отношения. Теодор Курентзис прививал нам студийную атмосферу, и Виталий Полонский воспитан в этих традициях дружбы, любви и общей музыки. Мы всегда поздравляем коллег с днём рождения, поём церковное пожелание «Многая лета», оркестр играет торжественные фанфары. Это, безусловно, наш ритуал.

Евгений Икатов: Важно, что отношения строятся на доверительности, нам доверяют — мы доверяем. Это, на мой взгляд, основание для того, чтобы можно было творить.

Какое ваше любимое музыкальное произведение?

Валерия Сафонова: Я очень люблю старинную западную музыку ещё с консерваторских времён, на мой взгляд, Бах и Моцарт — это абсолютно гениальные композиторы. Их музыка очень чистая, простая, лечебная, она у меня все стрессы снимает.

Евгений Икатов: Моё самое любимое произведение это «Дидона и Эней» Пёрселла.

Дмитрий Камалетдинов: Мне нравится «Королева индейцев» Пёрселла. Это опера, в которой соединилось очень многое: прекрасный хор, музыка, режиссура Питера Селларса, Теодор Курентзис и выдающиеся солисты.

Что отличает musicAeterna от других хоров?

Дмитрий Камалетдинов: Я думаю, универсальность. Мы поём музыку эпохи барокко, современную и русскую духовную музыку. Мы выступаем как камерный хор на сцене, а также принимаем участие в операх. А в «Оранго» Дмитрия Шостаковича мы поём и танцуем, как балет.

Евгений Икатов: Я считаю, что хор musicAeterna — это феномен. Художественный руководитель и главный хормейстер musicAeterna — незаурядные личности. И сам коллектив, который собран со всей России, — это тоже люди феноменальные. В своей жизни я немного встречал коллективов, которые за пять лет достигали определённой вершины. Я имею в виду, конечно, прежде всего зарубежное признание. Сам факт того, что Зальцбургский музыкальный фестиваль пригласил наш хор выступить, говорит о многом. Звучание musicAeterna вдохновляет композиторов на написание музыки. Например, Филипп Эрсан создал оперу Tristia, которую мы исполнили.

Валерия Сафонова: Наш хор отличается редкой мобильностью и в плане репертуара, и в плане нашей гастрольной жизни. Обычный филармонический хор живёт по плану. Мы существуем всего пять лет, и у нас постоянно происходит что-то новое. Каждый год мы поём что-то, чего раньше никогда не видели, меняем амплуа. Люди, которые добиваются высокого качества в чём-то, обычно узкоспециальны, редко кто поёт и Вагнера, и Пёрселла. А мы можем! Наш художественный руководитель Теодор Курентзис — уникальный музыкант. Всё, что он делает, для меня очень важно, близко и интересно. Он толкает нас на эксперименты, заставляет делать невозможное и верить в невозможное.

Есть ли у musicAeterna своя философия, сверхзадача?

Евгений Икатов: Я думаю, изменить этот мир к лучшему хотя бы на один процент. Добавить в мир доброты, света, тепла.

Валерия Сафонова: Люди, которые занимаются музыкой, конечно, большей частью делают это для себя, для своего удовольствия. Но когда мы выходим на сцену, мы несём за это ответственность перед зрителями за качество исполнения и за ту энергию, которую мы несём.

Дмитрий Камалетдинов: Для меня магия театра до сих пор не совсем понятна. Почему одни люди приходят в тёмный зал, а другие выходят в свет сцены? На мой взгляд, одна из сверхзадач — это не только нести добро, менять людей в зале к лучшему, но и задавать фундаментальные вопросы. Для чего мы живём? Кто мы? Что будет дальше? И, может быть, давать ответы. Люди приходят в театр со своей болью, и мы можем помочь им в решении каких-то проблем. Возможно, театр создан для того, чтобы лечить человеческие души.

Вопросы задавала Екатерина Макарова | Пермская Трибуна


поиск