Top.Mail.Ru
Тексты Время чтения: 5 мин

Код Петипа

Код Петипа

Иногда кажется, что балетной эпохи «до Петипа» как будто не существовало. Зрителю XXI века трудно представить, что когда-то его спектакли рождались здесь и сейчас, откликаясь на повестку дня, говорили с публикой на современном для нее языке и годами стремились к обретению той формы, которая дошла до нас лишь отчасти.

Что сегодня мы можем почерпнуть из балетов старого мастера? Мариус Петипа создал жизнеспособную модель спектакля. За более чем столетнюю историю ее элементы развивались, трансформировались и проникали в работы других хореографов — как логическое продолжение пути, намеченного им, диалог с мастером или оммаж в его сторону. Ниже — те, кто этому пути по-своему проследовал.


Джордж Баланчин
Уильям Форсайт
Кристофер Уилдон
Алексей Мирошниченко
Морис Бежар
Юрий Григорович
Вячеслав Самодуров


ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН

Джорджа Баланчина называют Петипа ХХ века. Обратившись к его наследию, хореограф «устранил то, что в классическом балете было исторически преходящим, а именно — зрелищно-декоративный ряд, и сохранил, даже обнажил главное — его конструктивную основу». Уехав за границу и основав балетную школу в США, он не раз возвращался к спектаклям Петипа, которые видел или танцевал в Мариинском театре.

Например, Pas de Trois на музыку Минкуса (1948) воспроизводит с небольшими изменениями па-де-труа из «Пахиты» или Pas de Dix
на музыку Глазунова (1955) — фрагменты «Раймонды». Наибольший интерес представляют оригинальные постановки Баланчина — в которых выкристаллизованы и доведены до совершенства две ключевые идеи Петипа, воплощенные им в Grand pas, или Больших классических па: женского балета (балерина и кордебалет существуют как равные участники единого ансамбля) и чистого танца (движение подчиняется только музыке).

Один из главных кодов Петипа — «тени» в «Баядерке» и Grand pas виллис в «Жизели» — можно обнаружить уже в самой первой постановке Баланчина в Америке: «Серенаде» на музыку Чайковского (1934). Однако этот код арабесков работает у Баланчина иначе: он подчиняется более ускоренным темпам и ритму, а симметричную конструкцию заменяет асимметрия. «Нет новых движений, есть новые комбинации», — подчеркивал хореограф. В «Серенаде» нет намека на живописность «теней» и романтический флер виллис, танцовщицы здесь — уже не абстрактные метафоры, а пульс жизни, и потому они приобретают реальные черты.

Данное видео больше недоступно.

В другом спектакле — «Приказ короля» Королёва (2018), — созданном по случаю юбилея Петипа, Самодуров как будто вскрывает код хореографа и тщательно его препарирует. В новое либретто он включает всевозможные мотивы из корпуса балетов Петипа (дворцового праздника, путешествия, сна, испытания и т. д.), превращая его таким образом в гипертекст, а также разбирает по кирпичикам театр «великого француза» и с холодной головой собирает абсолютно свежий по восприятию спектакль. «Приказ короля» новой сборки — это не музей артефактов Петипа, а попытка поставить в XXI веке спектакль по его методике, но уже на новую музыку и с новым хореографическим сознанием. В данном случае Самодуров как будто испытывает Петипа на прочность и жизнеспособность. И он — Петипа — это испытание проходит с честью.


Литература:

  • Denby Edwin. Looking at the Dance. — NY, 1943.
  • Heidi Gilpin, Aberrations of gravity // William Forsythe and the Practice of Choreography: It Starts From Any Point / Edited by Steven Spier. — London and New York: Routledge, 2011.
  • Гаевский В. М. Дивертисмент. Судьбы классического балета. — СПб.: Сеанс, 2018.
  • Гаевский В. М. Книга ожиданий: Заметки об актерах и режиссерах. — М.: РГГУ, 2014.
  • Гаевский В., Гершензон П. Разговоры о русском балете: Комментарии к новейшей истории. — М.: Новое издательство, 2010.
  • Левенков О. Р. Джордж Баланчин. Ч. 1. — Пермь: Книжный мир, 2007.
  • Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. — Л.: Искусство, 1971.
  • Слонимский Ю. Хореография Иванова и Петипа. — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
  • Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  • Яковлева Ю. Создатели и зрители: русские балеты эпохи шедевров. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Автор текста — Ирина Архипенкова

Главная Журнал Код Петипа