Обзор третьего тура
Фото: Никита Чунтомов
На третий тур благосклонное жюри пропустило больше половины конкурсантов, точнее — 32 участника. Представлены, таким образом, российские театры и хореографические училища. Особенно активно — Пермь, подготовившая к «Арабеску» большое число артистов театральной труппы и учеников школы. Нынешнее соревнование действительно можно назвать «пермским» — не только по месту его проведения. В наше непростое время выступали и представители зарубежных стран — Франции, Турции, Греции и «балетной» Японии.
Третий тур наглядно продемонстрировал особенности современного исполнительства, его сильные и слабые стороны. Милые и старательные конкурсанты в большинстве имеют отличные данные. И внешние — физические (длинные руки, ноги, хорошие пропорции, стопы с большим подъемом, часто — балеринский или премьерский облик). И профессиональные — по выучке (огромный шаг, толчковый прыжок и т.д.). Пермским юношам покоряется воздух. Они отлично делают воздушные туры, зато менее уверенны в партерных вращениях. При том — почти все. Девушки, как положено, задирают до небес ноги, летают, принимают красивые позы. В целом все вроде благополучно. Результатами должны быть довольны исполнители, публика, профессионалы. Но, увы, у современных танцовщиков одна общая беда.
Погоня за техническими достижениями отодвинула на второй план артистизм, музыкальность, индивидуальность, осмысленное исполнение. Мало кто думает, скорее — просто не знает, вариацию какого персонажа танцует. В чем ее стилистические особенности, почему она попала в раздел классики, в той или иной степени сохранив до наших дней старинный хореографический текст. В непонимании вина не только конкурсантов, часто нелюбопытных во время обучения (знакомо по опыту), но и педагогов, для кого технические рекорды подопечных важнее всего. Смотришь на конкурсный поток вариаций и па де де — они так похожи, что даже запомнить трудно, кто и что танцевал. Ничто не волнует, не трогает. Почти все солисты на одно лицо. Различия между ними небольшие. У кого-то высше прыжок, у другого лучше вращение, одни — высокие, другие — небольшие. У кого-то красивее пачка, у кого-то ладнее колет …
Но есть счастливые исключения. Одно из них — юная пермячка Валерия Кузнецова. Ее Одетта из «Лебединого озера» — заявка на большое балеринское будущее.
В целом милые балетные барышни «Арабеска»-2022 лишены важного «оружия» (женственности, изящества, грации) балерин времен Петипа, с учетом индивидуальности которых сочинялись та или иная вариация, тот или иной спектакль. Старательно следуют тексту, «произносят» его весьма монотонно, не умеют проакцентировать, выигрышно подать отдельные па. Погоня за техникой медленно, но верно убивает танец. Что в столичных, что во внестоличных театрах. Скучными кажутся большие классические балеты. Порой даже хочется, чтобы кто-то наврал «порядок слов», чтобы возникла в нем хоть какая-то «драматургия» — какой-то конфликт…
Чем же запомнился третий тур, чем порадовал и привлек внимание? Что нынче требуется участникам, чтобы одержать желанную победу? Пожалуй, супертехника на грани возможного — дабы ошеломила, не дала опомниться. Ею владеют единицы. На конкурсе танцовщиков такого класса почти не наблюдалось. Или нужны темперамент, естественность, индивидуальность. И их проявили немногие — начиная с первого тура. Запомнился до конца не сдававшийся пермяк Георгий Еналдиев. Отлично подобранный репертуар, чувство сцены и позы, удивительные по совершенству ранверсе, коим может позавидовать любая балерина, выделяли этого демиклассического танцовщика среди других претендентов на награды.
Артистична турчанка Акташ Дога Су, немного сдавшая на последнем туре. Как всегда, женственны, изящны (на зависть многим) юные виртуозные японки — на нынешнем «Арабеске» это Мория Михиро и Фукуока Рино. Отличным исполнителем гротесковых и игровых партий предстал бравый, напористый пермяк Генрих Райник. Менее яркими оказались все «классики» — порадоваться красоте танца, филигранной отделке па не получилось. Неспроста классика дается избранным, художественно совершенным. Она неисчерпаема при желании постичь ее тайны и глубины. Порой поражает, что молодые артисты, как и их педагоги, не учатся на лучших образцах исполнения того или иного фрагмента, выбирают не самые удачные редакции вариаций и дуэтов. Теперь в интернете можно найти все что угодно. Только надо знать, что искать, какой образец достоин изучения…
Лучшие качества школы (четкость поз и фразировки, бисерную мелкую технику, уверенное партерное вращение) преподнес француз Гийом Клеман. Он наделен тем, что его соотечественники называют «сценическим присутствием». Уверенно, технично, ровно танцует петербурженка Ангелина Карамышева, хотя пока индивидуальности будущей сильной солистки не видно.
Многие из конкурсантов станут — хочется верить — хорошими исполнителями, премьерами и примами. Неталантливых в балете почти не бывает: каждый при желании может найти свою нишу, свое место в балетном мире. Если повезет — то и умного, чуткого наставника, способного не только шлифовать технику, но и помогать раскрывать душу.
К сожалению, мрачные современные номера, лишенные драматургии и — часто — смысла, такому раскрытию не способствовали, показывая, что балетная молодежь свободно владеет основным набором элементов, и — только. Зато хореографы стремились показать больше себя, чем юных исполнителей, что огорчительно и несправедливо.
Разойдется ли сие мнение с оценками высокопрофессионального жюри? Вполне возможно. Но так хочется, чтобы самые добрые пожелания учли конкурсанты и их учителя. Чтобы балет из спорта снова превратился в искусство танца, каким он был во времена «золотого века» Большого театра, когда на его сцене блистали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, чью чарующую харизму до сих пор помнят счастливые очевидцы их выступлений. Когда каждый, даже рядовой спектакль превращался в парад виртуозности и неподдельного артистизма. Когда весь зал, стоя, кричал «bravo», а с ярусов летели цветы. Есть на кого равняться, к чему стремиться!
Конкурс наглядно показал: настоящие балетные артисты сегодня в дефиците. А за трюками лучше идти в цирк.