30 июня 2022
Сегодня
01 июля 2022
03 июля 2022
05 июля 2022
07 июля 2022
12 июля 2022
13 июля 2022
14 июля 2022
19 июля 2022
20 июля 2022
21 июля 2022
22 июля 2022
29 июля 2022
03 августа 2022
04 августа 2022
26 августа 2022
30 августа 2022
31 августа 2022
01 сентября 2022
04 сентября 2022
06 сентября 2022
07 сентября 2022
10 сентября 2022
11 сентября 2022
14 сентября 2022
15 сентября 2022
17 сентября 2022
18 сентября 2022
21 сентября 2022
22 сентября 2022
24 сентября 2022
25 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
Журнал
  • Июнь
    30
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
17.05.2022
Музыка, которая ушла в себя. Алексей Сысоев о позднем Бетховене и о своей оркестровке Сонаты № 31

photo_2022-05-17_12-16-09.jpg


Всё началось в середине 2000-х, когда в бытность студентом Московской консерватории я занимался в классе инструментовки у Юрия Марковича Буцко. На третьем, что ли, курсе я поставил перед собой задачу — за лето, сидя на даче, сделать оркестровку фортепианной Сонаты № 31 Людвига ван Бетховена. Я тогда почти не интересовался исторически информированным исполнительством, поэтому в партитуре, с одной стороны, не оказалось каких-нибудь натуральных валторн, но присутствует, например, туба. С тех пор ноты лежали, что называется, «в столе» — пока я не показал их дирижеру Филиппу Чижевскому, а Пермская опера не предложила нам провести у себя мировую премьеру.

Должен сказать, что я очень трепетно отношусь к своим композиторским маргиналиям вроде этой оркестровки 31-й сонаты. Этот профессиональный опыт был очень важен — он обогатил меня так же, как в свое время обогатило взаимодействие с джазом или с электронной музыкой. Однако я не отношусь к этой партитуре как к собственному сочинению — это строгая работа с первоисточником, которая находится на территории ремесла, а не, допустим, создание фантазии на бетховенские темы или сочинение «по мотивам» (как было, например, у Ганса Цендера с его «33 вариациями по 33 вариациям», исполнявшимися в Перми в прошлом году). Это точь-в-точь тот самый «ремонт старых кораблей», которым занимался Игорь Стравинский — но именно он был для меня исключительно интересен: пытаться найти в музыке Бетховена зерно, которое может увлечь, с которым можно работать.

Тот же Стравинский, кажется, говорил о том, что Бетховен — очень «фортепианный» композитор, но мне всегда казалось прямо противоположное: он очень «оркестровый» композитор. Бетховен пишет для фортепиано симфоническую музыку — чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки ноты любой из зрелых его клавирных сонат. Яркие симфонические краски видны и сразу же притягивают к себе внимание: здесь ты явственно слышишь звучание tutti, там — группу духовых etc. Начиная работать, скажем, над оркестровой версией Сонаты № 31, я с самого начала знал, что в финальном Arioso dolente должны звучать только струнные, что им же отданы сумасшедшие арпеджио первой части, знал, какие переклички деревянных должны звучать в скерцо… Фридрих Ницше называл «Хаммерклавир», 29-ю сонату Бетховена, «недописанной симфонией» — и вслед за ним я считаю многие поздние бетховенские сонаты симфониями, оставшимися в клавире.

Работа над оркестровкой Сонаты № 31 многое значит для меня еще и потому, что это одно из любимых моих произведений. Я воспитан на позднем Бетховене — по сути, именно эта музыка привела меня к композиторской практике. О ритмических находках «Большой фуги» или второй части Сонаты № 32 можно говорить бесконечно — парадоксальные детали образуют фантастический, ни на что не похожий звуковой мир, возникавший в сознании постепенно терявшего слух композитора. Открытия, сделанные Бетховеном в 1820-е, не были по-настоящему осмыслены и использованы в дальнейшем, не заняли свое место в «магистральном пути» развития европейского искусства. Это музыка, которая «ушла в себя» — и фактически законсервировалась навсегда. Она стала своеобразной terra incognita, в которую мы можем погружаться снова и снова, находя множество по-хорошему сумасшедших вещей, которые по сей день звучат очень странно — и очень свежо.


Интервью: Дмитрий Ренанский


Купить билеты на концерт симфонической музыки 19 мая

поиск