Вчера вечером в Перми, где в эти дни проходит VII Международный Дягилевский фестиваль, состоялась церемония награждения Премии Дягилева — первой созданной в России награды для продюсеров за выдающиеся достижения в сфере культуры и искусства. Пальму первенства разделили двое номинантов. Это мадридский Teatro Real — за оперный диптих «Иоланта» П. И. Чайковского/ «Персефона» И. Стравинского» (премьера состоялась в январе 2012 года), и Oper Stuttgart — за оперу «Пена дней» Э. Денисова (премьера состоялась в декабре 2012-го).
Судьба Премии Дягилева неразрывно связана с историей Дягилевского фестиваля. Однако в прошлом году — когда с приходом нового художественного руководителя Теодора Курентзиса фестиваль обновил формат и стал ежегодным — концепция Премии была в значительной степени изменена. Если раньше подать заявку на конкурс мог любой желающий, то отныне номинантов выдвигают члены жюри Премии — интенданты и директора крупнейших театров и фестивалей всего мира, критики и представители культурных институций разных стран.
Каждый из них имеет право предложить одного соискателя — музыкально-театральную премьеру предшествующего календарного года и театр, выпустивший спектакль. Это могут быть как абсолютно свежие сочинения, так и классические произведения в интерпретациях, несущих новаторский потенциал. Но главное — все они должны соответствовать духу Сергея Дягилева.
Что кроется за фразой «соответствие духу Дягилева», объясняет председатель жюри Премии — художественный руководитель мадридского Teatro Real Жерар Мортье:
— Дягилев строил свои творческие планы на взаимодействии и взаимообмене между русской и европейской культурами. Благодаря его усилиям русская культура стала тем материалом, из которого рождалось искусство будущего. Спектакли номинантов на Премию, где бы они ни были поставлены, должны, в первую очередь, привлекать внимание мировой общественности к русской культуре.
Это не перенос российских спектаклей на зарубежную сцену, а совместное производство, работа представителей разных стран, демонстрирующая взаимодействие между русской и европейской культурой. Сегодня мы из семи номинантов выбрали двух победителей, отдавая предпочтение яркости проявления русского аспекта и оригинальности.
О значении спектаклей-победителей для современного театрального контекста рассказывает член жюри — музыкальный критик, писатель, переводчик, поэт и куратор Алексей Парин:
— «Пена дней» ставилась трижды. Впервые она прозвучала в Париже в 1986 году, но в сильно урезанном виде. Затем в 1989 году прошла премьера в Перми — открытие отечественной публике этого произведения Эдисона Денисова. Спектакль по всем параметрам превосходил французскую постановку. Прошлогодняя премьера в Штутгарте тоже своего рода открытие этой партитуры, потому что впервые «Пена дней» была исполнена без купюр и возвращена в верхний слой мирового оперного репертуара.
Что касается проекта «Иоланта»/«Персефона», то здесь сошлись два выдающихся художника наших дней, которые работают с такой тонкой материей, как духовная основа в искусстве. Режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис открыли в сочинениях Чайковского и Стравинского их глубокую суть, которая до сих пор оставалась неисследованной постановщиками.
Любопытно, что, помимо русского аспекта, спектакли-победители объединяет связь с Пермским театром оперы и балета — его легендарным прошлым, успешным настоящим и амбициозным будущим. Как уже говорилось выше, отечественная премьера оперы «Пена дней» состоялась в Перми, и, по оценкам музыкальных и театральных критиков, это на сегодняшний день лучшая версия спектакля. Создатели мадридского диптиха «Иоланта»/«Персефона» Питер Селларс и Теодор Курентзис уже в начале следующего сезона, в конце сентября 2013 года, планируют представить на пермской сцене оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев». Кроме того, маэстро Курентзис признается, что когда-нибудь ему бы хотелось сделать свою версию «Пены дней» Денисова.
Приятным сюрпризом для фестивальной публики в минувший воскресный вечер стали ведущие церемонии награждения Премии Дягилева. На сцену вышел лично художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис. И — что для премии, предназначенной для профессиональных продюсеров, весьма символично — меценат, основательница Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» Надежда Агишева. Объявление каждого номинанта — а всего их было семь — сопровождалось демонстрацией фрагментов из спектаклей. В финале зрители получили возможность увидеть отрывки, дающие исчерпывающее представление о постановках лауреатов Премии Дягилева—2013. А после антракта состоялся концерт одного из ведущих в мире современной академической музыки оркестра — немецкого Ensemble Modern.
Как отметил генеральный продюсер Дягилевского фестиваля и секретарь Премии Дягилева Марк де Мони, в ближайшем будущем в регламент Премии будут внесены коррективы. Прежде члены жюри работали заочно, а проводили заседание только во время фестиваля с тем, чтобы ратифицировать результаты дистанционной работы. В 2014 году первое заседание жюри состоится уже в марте в Москве, затем уже в рамках фестиваля.
«Обществу придется признать, что мои эксперименты, кажущиеся опасными сегодня, становятся завтра незаменимыми», — писал Сергей Павлович Дягилев в 1929 году в письме к редактору лондонского The Times. Отверженный искатель новых направлений в искусстве, он зрел на десятилетия вперед, именно поэтому его не пугали, а скорее только сильнее раззадоривали отзывы-восклицания о его постановках: какое «странное», «экстравагантное», «отталкивающее» представление. Слова Дягилева оказались пророческими: сегодня принципы его творчества, главный из которых — синтез искусств, актуальны как никогда. По ним, как по координатам на карте мира, новые поколения продюсеров создают произведения ближайшего будущего.