Новости Время чтения: 10 мин

Oбъявлены номинанты Премии Дягилева 2014 года

Продюсеры четырех громких международных театральных премьер 2013 года номинированы на Премию Дягилева — первую международную награду за лучшую работу продюсера в сфере музыкального театра. Решение международного жюри, в состав которого входят авторитетные деятели культуры, объявит 20 июня режиссер Дмитрий Черняков.

Церемония вручения премии состоится в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского в рамках восьмого Дягилевского фестиваля. После церемонии будет представлена мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского Nosferatu, написанная по заказу художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса.

С 2012 года в состав жюри входят интенданты крупнейших театров и фестивалей России и Европы, режиссеры, художники, кураторы, критики. В 2012 и 2013 гг. жюри возглавлял легендарный деятель музыкального театра Жерар Мортье (Gérard Mortier), трагически ушедший из жизни в начале весны.

Премия Дягилева с 2012 года присуждается ежегодно за создание театральной постановки, премьера которой состоялась в предшествующем календарном году. С 2012 года денежный приз для лауреата составляет 2 млн. рублей. Главный критерий отбора номинантов — соответствие постановок духу и принципам работы Сергея Дягилева. На соискание премии выдвигаются новые произведения, заказанные и поставленные продюсером, а также постановки известных произведений в новой сценической интерпретации, новаторски сочетающей разные виды исполнительского искусства.

Каждый из членов жюри имеет право выдвинуть на соискание премии одного продюсера, создавшего спектакль в предшествующем календарном году.

В шорт-лист 2014 года вошли четыре постановки 2013 года, продюсеры которых номинируются на Премию Дягилева.

ДЖОН БЕРРИ ЗА ОПЕРУ «ВОЦЦЕК», АНГЛИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА

Опера на музыку Альбана Берга | Английская национальная опера | Режиссер — Кэрри Крэкнелл

«Трагедия без надежды и без спасения души: ни опера Берга „Воццек“, ни оригинальная пьеса Бюхнера не предлагают ни одного средства для очищения или успокоения публики.

Новая мощная постановка Керри Крекнелл (Carrie Cracknell) безотрадного шедевра Берга переносит оперу из Германии начала 19 века в современную Британию, которая изобретательно воплощена в трехэтажной декорации в поперечном разрезе, представляющей квартиру, расположенную над кают-компанией.

Концепция Крекнелл реализована с бесподобным театральным вкусом и наполнена множеством натуралистических деталей: друг Воццека Андрес неистово играет в компьютерные игры, сидя в инвалидной коляске, наркобизнес контролируется подозрительным санитаром, герои проводят пьяную ночь в караоке».

Источник

ЮРГЕН ФЛИММ ЗА ОПЕРУ «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА», БЕРЛИНСКАЯ ОПЕРА

Опера на музыку Николая Римского-Корсакова | Берлинская государственная опера | Режиссер — Дмитрий Черняков

«Сегодня — в спектакле Дмитрия Чернякова — Грязной уже не просто опричник на службе у царя. То есть он не просто: хоть палач, но и сам в руках другого, верховного палача. Грязной — один из создателей „государя“, один из главных „инженеров душ“ в этом деле. Как так? Черняков с присущим ему талантом закручивания интриги успевает все объяснить во время увертюры (сразу отметим невероятную чуткость Даниэля Баренбойма как дирижера ко всем прихотям режиссерской мысли). О „предыстории“ на этот раз Черняков сообщает не декларативно, не в титрах, а с той невероятной насыщенностью, с которой сканируется, перерабатывается, рефлектируется, наконец, пересоздается реальность сегодняшним потребителем/генератором информации. Начальные „оперные мужики“ (здесь: бояре), уныло бродящие среди сусальных старорусских декораций, оказываются статистами; „наложенная“ на них жизнеподобная проекция „места действия“ убрана, под ней оказалась неживого зеленого цвета студия, в которой рутинно подводит итоги дня съемочная группа, во главе со своим режиссером (это и есть Грязной). Секунда — и мы уже подсматриваем „чэт опричников“: проекты как поставить во главе России виртуального царя. Замысел приводится в исполнение тут же, в соседней комнате, в мрачном хайтековском пространстве, где куча умных машин выводит на экраны параметры всевозможных вождей, генерируя из них один-единственный, безличный, но суггестивный образ… Масса информации переработана в считанные минуты — так считывал робот Дэвид историю человечества в фильме Спилберга. Поворот винта (в увертюре — тема Марфы), и вот уже опричники перешли к следующей теме: для виртуального царя нужна совсем невиртуальная царица. Открываются файлы с девушками-красавицами; на каждую — досье с фотографиями… Уже фактически предсказано — и объяснено — финальное сумасшествие Марфы… При таком раскладе „царская невеста“ спятила бы по-любому».

Источник

ЕВА ВАГНЕР-ПАСКЬЕ, КАТАРИНА ВАГНЕР ЗА ОПЕРУ «ВАЛЬКИРИЯ», БАЙРОЙТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Опера на музыку Рихарда Вагнера | Байройтский фестивальный театр | Режиссер — Франк Касторф

«Байройт осуществил новую постановку „Кольца“, приуроченную к 200летию Рихарда Вагнера. Нефть — черное золото — второй план этой приводящей в замешательство постановки художественного руководителя Берлинского Volksbuhne, Франка Касторфа (Frank Castorf). Касторф демонстрирует абсолютно нетипичный взгляд на Вагнера. В результате получается провокационная, раздражающая, но, тем не менее, приводящая в восхищение постановка, которую лучше всего можно описать, как „взрывное“ произведение искусства.

<…> Нарочито немузыкальный подход Касторфа не может быть осмеян или отвергнут. Это свежий опыт, несмотря на его недостатки. На премьере в этом году есть много аспектов „Кольца“ Касторфа, которые остаются незавершенными. Тем не менее, в основе постановки есть чувство истинного художественного выражения».

Источник

ЖЕРАР МОРТЬЕ ЗА ОПЕРУ «КОРОЛЕВА ИНДЕЙЦЕВ», КОРОЛЕВСКИЙ ТЕАТР, МАДРИД

Опера на музыку Генри Пёрселла | Режиссер — Питер Селларс | Копродукция Пермского театра оперы и балета, Королевского театра (Мадрид) и Английской национальной оперы

«Этот большой „мировой театр“ так гармонично функционирует потому, что Селларс нашел в дирижере Теодоре Курентзисе равноправного духовного партнера. Курентзис, родившийся в 1972 году, — один из самых ярких молодых дирижеров. Он родом из Афин, получил образование на родине, а затем в Санкт-Петербурге, после этого был руководителем оперного театра в Новосибирске, а сейчас — в Перми. Девять лет назад он основал специализирующийся на барочной и классической музыке ансамбль MusicAeterna, через два года появился хор. И ансамбль, и хор можно услышать в „Королеве индейцев“.

Смешение культур и религий типично для постановок Селларса, которые, основываясь на их просветительской ясности, всегда избегают „свободных этнических песнопений“. Но при этом, Селларс не обходится без доли наивности, с которой слушатель должен одобрительно смириться. Так как Селларс постоянно вступает на этот „шаткий путь“ и как деятель театра постоянно хочет большего, чем просто развлечение, ему удаются такие сильные постановки, как „Святой Франциск Ассизский“ Оливье Мессиана и „Эль-Ниньо“ Джона Адамса. „Королева индейцев“, безусловно, также относится к этой категории великих исключительных произведений».

SUDDEUTSCH ZEITUNG

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЖЮРИ ПО ПРИСУЖДЕНИЮ ПРЕМИИ ДЯГИЛЕВА 2014

Марина Абрамович, художник;
Джон Берри, художественный руководитель Английской национальной оперы;
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета;
Игорь Гладнев, министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края;
Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского драматического театра;
Ханс Ульрих Обрист, директор международных проектов галереи «Серпентайн», куратор, критик и историк искусства;
Алексей Парин, оперный критик, Москва;
Николас Пейн, председатель Opera Europa;
Алекс Путс, директор Международного фестиваля в Манчестере;
Дмитрий Черняков, театральный режиссер, Москва;
Анатолий Васильев, театральный режиссер.

Главная Журнал Oбъявлены номинанты Премии Дягилева 2014 года