Международный фестиваль искусств Руртриеннале в этом году открылся 15 августа. В самом начале фестиваля состоялась мировая премьера «Весны священной» Ромео Кастеллуччи. В программе фестиваля постановка, заявленная как копродукция Руртриеннале, Манчестерского фестиваля, Пермского театра оперы и балета и парижского парка Ла Вилетт будет показана 13 раз, в декабре в рамках гастрольной программы Туртриеннале поедет во Францию, а в мае 2015-го состоится российская премьера — в Перми, на Дягилевском фестивале.
Руководитель Руртриеннале в 2012—2014 годах композитор и режиссер Хайнер Геббельс называет работу Кастеллуччи одним из ключевых и самых радикальных событий фестивальной программы.
Премьера должна была состояться еще в 2013-м, но соответствие технических возможностей замыслу Кастеллуччи было достигнуто только спустя год. По словам Хайнера Геббельса, там, где речь идет о свободе творчества, нет места компромиссам. Поэтому реализация сценической версии постановки была отложена, а оркестр Пермского театра оперы и балета musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнил «Весну cвященную» Стравинского в рамках концертной программы Руртриеннале-2013, а также сделал запись — специально для будущей постановки.
В итоге премьера оказалась максимально «индустриализированной» — «хореографическая» композиция для 40 машин на музыку Стравинского, звучащую в записи. Однако механизация «Весны священной» показала, что духовного и человеческого в ней гораздо больше, чем порой можно увидеть в привычной танцевальной версии.
«Искусство молекулярного танца» создается с помощью подвешенных над «сценой» контейнеров, рассыпающих в разных ритмах, направлениях и объемах — в строгом соответствии с партитурой — бесконечные потоки костной муки, используемой в индустрии как удобрение для нейтрализации кислотного баланса земельных угодий. Здесь она становится символом сакрального жертвоприношения земле. Уникальная концепция Кастеллуччи не была бы так ясно и точно читаема без столь же радикальной музыкальной интерпретации партитуры Стравинского в исполнении оркестра под управлением Курентзиса. Максимально близкое к природному звучание и предельно острые, точные ритмические структуры в сочетании с завораживающими вихрями и синхронными движениями машин, открывают новые горизонты «Весны священной», скрещивая фольклорный и урбанистический контексты партитуры.
Стоит отметить, что версия, которая будет показана в Перми в 2015 году, будет отличаться «живым» исполнением оркестра musicAeterna вместо фонограммы, что, безусловно, повлияет на внутреннюю энергетику постановки. К тому же свой отпечаток накладывает конкретное пространство, которое является полноправным участником действа.
Диалог художника с пространством, причем именно индустриальным (в Рурской метрополии таких мест достаточно), является важнейшим художественным опытом и одним из приоритетных направлений Руртриеннале. В этом смысле «Весна священная» Кастеллуччи с ее 40 контейнерами, превращающими тонны костной муки в символ беспощадной красоты жертвоприношения, идеально вписывается в пространство Gebläsehalle, одного из цехов металлургического завода в неороманском стиле, построенного на севере Дуйсбурга чуть раньше, чем в Париже прошла премьера «Весны священной». После закрытия завод был превращен в известный парк индустриальной культуры, а Gebläsehalle переоборудован в мультифункциональное театральное здание.
Текст и фото: Анна Фефелова