В сезоне 2014/2015 музыканты Пермского театра оперы и балета сыграют все симфонии Бетховена
8 сентября в 19:00 в исполнении оркестра musicAeterna и маэстро Теодора Курентзиса первыми в цикле прозвучат Пятая и Седьмая симфонии великого венского классика.
Вклад Бетховена в мировую культуру определяется во многом его симфоническими произведениями. Именно в симфониях наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы. Всего у Бетховена 9 симфоний (10-я осталась в эскизах). По сравнению со 104-мя гайдновскими или 41-й моцартовской это немного, но каждая из них — веха. Музыкальные темы из них очень известны. К Седьмой симфонии Бетховена нередко обращаются режиссеры кино. Фрагменты из нее можно услышать в таких фильмах, как «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002), «Поезд на Дарджилинг» (реж. Уэс Андерсон, 2007), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010) и других. Поистине всенародной любовью пользуется Пятая симфония. Ее первые удары (сам композитор называл ее также «Симфонией судьбы» (Schicksalssymphonie — нем.)) с легкостью узнает даже редкий слушатель классической музыки.
Для театра оперы и балета, который носит имя П. И. Чайковского, исполнение цикла симфоний Бетховена имеет особое значение: симфонизм Чайковского берет начало в творчестве Бетховена. Для Петра Ильича бетховенское творчество всегда оставалось высшим образцом совершенной гармонии формы и содержания, равновесия стихийно-эмоционального и рационально-организующего начала. Он писал в одном из писем князю Константину Константиновичу: «…изучая его, изумляешься, до чего у этого гиганта между всеми музыкантами все одинаково важно, все полно значения и силы и вместе с тем, как он умел сдерживать невероятный напор своего колоссального вдохновения и никогда не упускал из виду равновесия и законченности формы».
Симфония № 5 до минор, op. 67 — одна из самых популярных симфоний великого Бетховена и одно из величайших музыкальных творений в истории. Бетховенская мощь и его новаторство в подходе к инструментовке слились в Пятой воедино, превратив ее в произведение неповторимого образца. Включение в партитуру финала партии трех тромбонов означало важнейший шаг в развитии симфонического оркестра: это было началом периода в истории, когда медная группа обрела самостоятельное значение. Ничего подобного прежде не случалось.
Симфонию № 7 ля мажор, op. 92 Бетховена Вагнер называл «апофеозом танца». Эта характеристика относится преимущественно к первой, третьей и четвертой частям симфонии. Вторая же — знаменитое Allegretto, ритм которого ассоциируется с мерным, сосредоточенным шествием, — находится на особом счету у музыкантов, они нередко исполняют эту часть симфонии как самостоятельный концертный номер.
После концерта в Перми музыканты театра исполнят эту программу в Екатеринбурге на III Симфоническом форуме России. Концерт состоится 12 сентября в 19:00 в Большом зале Екатеринбургской филармонии.
Следующий концерт из цикла «Все симфонии Бетховена» в Пермском театре оперы и балета пройдет 21 октября. В этот раз оркестр musicAeterna под управлением Мартина Зандхоффа исполнит Первую симфонию Бетховена, а вместе с ней — 38-ю симфонию В. А. Моцарта.