Новости Время чтения: 6 мин

Лёд и пламень: контрасты оперы «Травиата»

17, 18 и 19 июня самой ожидаемой оперной премьерой 144-го сезона в Пермском театре оперы и балета откроется Международный Дягилевский фестиваль. Публике будет представлена опера «Травиата» Верди в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Спектакль посвящен памяти импресарио Жерара Мортье. 

Спектакль крупнейшего режиссера современности Роберта Уилсона, одного из родоначальников «театра художника», копродукция Пермского театра оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Les Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург). Осенью 2015 года состоялась премьера в Линце, в Перми опера будет представлена с другим составом солистов и под руководством другого дирижера — художественного руководителя Пермской оперы Теодора Курентзиса.

Работа такого мэтра, как Роберт Уилсон, сразу переводит любой театр в высшую лигу. Пермь получила эту возможность, когда от постановки отказался Королевский театр в Мадриде, перекроивший свои планы, после того как интендант Жерар Мортье в силу болезни был вынужден отойти от дел. Теодор Курентзис предложил Мортье и Уилсону поставить «Травиату» в России. Всегда благоволивший Перми Мортье дал согласие. Его светлой памяти и будет посвящена премьера.

Мастер с ярко выраженным индивидуальным почерком, Роберт Уилсон создает театр, который принято называть формалистическим и абстрактным. У артистов непростая задача — удержаться в рамках ограниченных выразительных средств (сценических движений немного, все мизансцены строго пронумерованы) и не потерять при этом эмоционального напряжения. Один из самых хладнокровных режиссеров нашего времени поставил одну из самых слёзных историй в мировой оперной культуре.

Роберт Уилсон, режиссер, сценограф и автор светового решения оперы «Травиата»:

— Сложность заключается в том, чтобы найти глубину эмоций в музыке, не быть поверхностным, но и слишком экспрессивным тоже. Когда что-то переживается глубоко, экспрессия не нужна. Эмоция — это не то, что должно быть описано. Если она истинна, она очевидна. Причина, по которой я работаю художником, это желание задавать вопрос «Что это?», а не объяснять, чем это что-то является. Декорации абстракты. Меня всегда привлекала абстракция, потому что она наполнена смыслами. Когда видишь абстракцию, ты можешь не думать ни о чем-либо увидеть множество ассоциаций.

Абстракция дает свободу и для восприятия музыкальной истории. Свою трактовку одной «Травиаты» представит Теодор Курентзис, один из самых темпераментных дирижеров современности.

Теодор Курентзис, музыкальный руководитель и дирижер оперы «Травиата», художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:

— Я неоднократно работал над «Травиатой» Верди, и каждый раз нахожу в ней новые смыслы. В этот раз мы поставили себе задачу добиться аутентичности в прямом смысле этого слова: очистить музыку от слоя интерпретаций, избавиться от представлений, навязанных нам традициями и восстановить оперу такой, как ее видел Верди. А он был очень щепетилен во всем: от нюансов партитуры до подбора солистов. Источников множество: и письма композитора, и материалы о премьере, о ее подготовке. Эта цель перекликается с подходом режиссера Боба Уилсона: он тоже трактует спектакли вопреки сложившимся традициям оперы середины XX века.

Эстетика, действительно, непривычна. Светящиеся задники спектаклей Уилсона — футуристичны, а статуарная эксцентрика и фантастический грим артистов отсылают к древнему ритуальному театру и театру кабуки. Над «фирменной» картинкой работала большая интернациональная команда. Огромную роль здесь играет свет: на репетиции и отработку световых схем отведено 80 часов. Чтобы всё было идеально, театр пригласил волонтеров-статистов, на которых отрабатывался сценический свет. Команда гримеров из 12 человек работала по 12 часов в сутки: на грим одного артиста уходило 90 минут! Сложные образы требуют идеального исполнения и вызывают вздох удивления — красиво, порой даже слишком.

Трактовать формальные мизансцены, наполняя их индивидуальной энергетикой и смыслом, придется и солистам, и хору musicAeterna. Представлять историю куртизанки Виолетты Валери готовятся два состава солистов. Оба интернациональные. 17 и 19 июня на сцену выйдут Надежда Павлова (Пермь) — Виолетта Валери, Айрам Эрнандес (Испания) — Альфред Жермон и Димитрис Тилиакос (Греция) — Жорж Жермон. 18 июня соответствующие партии исполнят Ребекка Нелсен (США), Борис Рудак и Анджей Белецкий (Россия). Роберт Уилсон в интервью «Новому компаньону» отметил, что составы солистов очень разные. Исполнительниц главной партии он характеризовал полярно: «Ребекка — экстраверт, Надя — в большей степени интроверт», и посоветовал зрителям посмотреть оба состава.

Обращаем ваше внимание, что 17 и 19 июня постановкой будет дирижировать Теодор Курентзис, 18 июня — Валентин Урюпин. 

Главная Журнал Лёд и пламень: контрасты оперы «Травиата»