Артисты Пермской оперы станут хедлайнерами крупнейшего фестиваля искусств RUHRtriennale и в трех странах Европы представят шедевры барочной и современной музыки.
Август и сентябрь для оркестра и хора musicAeterna пройдут в плотном и насыщенном графике гастрольной жизни. Артисты театра представят сочинения шести композиторов: Томаса Таллиса, Генри Пёрселла, Жана Филиппа Рамо, Кристофа Виллебальда Глюка, Альфреда Шнитке и Дьёрдя Лигети.
Откроет гастроли хор musicAeterna. Артисты примут участие в постановке оперы Глюка «Альцеста» в рамках RUHRtriennale. Режиссером спектакля станет интендант фестиваля Йохан Симонс, дирижером — Рене Якобс.
Всемирно известный дирижер, специализирующийся на музыке эпохи барокко и создавший успешную постановку «Творения» Гайдна для RUHRtriennale в прошлом году, говорит: «Слова могут передавать только 60% того, что чувствует героиня, но Глюк написал между певческими линиями солистов такие лейтмотивы, говорящие куда больше о характере героини». Часть из них и предстоит исполнить хору musicAeterna. Премьерные показы пройдут с 12 по 28 августа в Jahrhunderthalle (Зале Столетия в Бохуме), а 19 августа оперу в концертной версии исполнят в австрийском Инсбруке.
Между спектаклями, 16 и 17 августа, хор musicAeterna даст концерт в Дортмунде, в здании угольной шахты Zeche Zollern. В программе, которую назвали Lux Aeterna, — произведения Таллиса, Пёрселла, Шнитке, Лигети. Перед тем как отправиться на гастроли в Европу, хор musicAeterna во главе с Виталием Полонским представил эту программу своему зрителю в Перми в частной филармонии «Триумф» 23 июля.
Это выступление на фестивале RUHRtriennale — третье для артистов пермского оперного театра. Ранее, в 2013 году, в исполнении расширенного состава оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса в Бохуме прозвучала «Весна священная» Игоря Стравинского (напомним, запись, сделанная сразу после этого концерта, получила в 2016-м премию ECHO Klassik как «Лучшая запись года: симфоническая музыка XX—XXI веков»).
В 2015 году в рамках RUHRtriennale оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса создал вместе с режиссером Йоханом Симонсом новую постановку оперы «Золото Рейна» Рихарда Вагнера. Версию «Золота Рейна» Симонса — Курентзиса, творения на границах оперы, театра, инсталляции и ритуала, критики назвали «великим моментом», который «аудитория слушает затаив дыхание», а дирижера, представившего свою трактовку музыки Вагнера, — не иначе как «новым гением классической музыки» (Андреас Фалентин, Concerti).
В этом году оркестр musicAeterna под управлением маэстро Курентзиса снова оставит свой след в Европе. В программу гастролей войдут произведения, ставшие «визитными карточками» пермского коллектива: программа Рамо-гала — «Звук света»[1] (диск с сочинениями Рамо вышел на лейбле Sony Classical в 2014 году) и концертная версия оперы «Королева индейцев»[2] (постановка этой оперы — копродукция Пермского театра оперы и балета, Teatro Real в Мадриде и Английской Национальной оперы в Лондоне — стала заметным событием театрального сезона 2013/2014). Концерты пройдут на лучших площадках Швейцарии, Германии и Австрии с 3 по 12 сентября: график будет напряженным — 7 выступлений в 7 городах за 10 гастрольных дней.
Следующее выступление оркестра за пределами Перми состоится 23 ноября в Санкт-Петербурге на фестивале «Дягилев P.S.».
[1] Пермская запись произведений Жана Филиппа Рамо «The Sound of Light», сделанная оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, попала в список «Лучших классических музыкальных записей 2015 года» (The Best Classical Music Recordings of 2015), по версии издания The New York Times. Напомним, диск «The Sound of Light» вышел в 2014 году и включает в себя избранные вокальные и инструментальные произведения французского композитора XVIII века. Запись проходила в историческом здании Перми — Доме Дягилева.
[2] Семи-опера Генри Пёрселла «Королева индейцев» в постановке Питера Селларса и Теодора Курентзиса была впервые представлена 25 сентября 2013 года. Незаконченный шедевр Пёрселла, дополненный его более ранними произведениями, живой классик мировой режиссуры и дирижер-экспериментатор изменили, написав новое либретто — с опорой на оригинал и на роман современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники terra firma». Пресса после показа на фестивале «Золотая Маска» соглашалась с испанскими коллегами: «Благодаря этому спектаклю мы обнаружили, что в Перми живут просто ангелы».