22 апреля в Пермском театре оперы и балета состоится концерт оркестра и хора musicAeterna. В программе: произведения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. «Лаборатория современного зрителя», посвященная концерту, начнет работу 18 апреля.
Первый Бранденбургский концерт, который прозвучит 22 апреля, завершит исполнение одного из лучших циклов Иоганна Себастьяна Баха в Пермской опере. На примере этого шедевра можно представить себе невероятный уровень исполнительского мастерства, который существовал во времена композитора.
Мартин Зандхофф, дирижер:
— Этот концерт — настоящее испытание для валторн. В целом Бранденбургские концерты — это собрание всех исполнительских и художественных приемов, существовавших на момент их написания. При их создании Бах смешал все известные музыкальные формы и вывел из них совершенно новый язык. Я уже 35 лет играю эту музыку, и все равно каждый раз она меня удивляет своей технической сложностью, структурой, эмоциями — для меня всё это гений Баха.
Второе произведение Баха в программе концерта — Magnificat — одна из самых компактных, но и концентрированных работ композитора. Для восточной христианской церкви Magnificat является частью утренней службы, на Западе эти песнопения венчают дневные и, как правило, воскресные службы.
Мартин Зандхофф, дирижер:
— Magnificat — это гимн, невероятная по силе молитва, обращенная к Богу. Ее продолжительность немногим более получаса, но за это время мы услышим все краски хоров и меланхолических арий, их перемежающих. В отличие от, например, Страстей по Матфею или Иоанну, в Magnificat арии достаточно короткие. В связи с этим я бы хотел впервые обратиться к публике с просьбой не аплодировать между частями, поскольку будет несколько случаев, когда новая часть начинается «атакой» сразу по окончании предыдущей.
Завершающим аккордом в программе концерта станет Первая сюита из цикла «Музыка на воде» Георга Фридриха Генделя. Наряду с «Музыкой фейерверка», которую оркестр musicAeterna уже играл под управлением Мартина Зандхоффа, этот цикл принадлежит к серии «пленэрных» сочинений, то есть предназначенных для исполнения на открытом воздухе. Об истории создания «Музыки на воде» известно, что в 1717 году король Георг I, которого не слишком жаловали его подданные, в попытке расположить их к себе организовал речную прогулку по Темзе. Любой из горожан мог тогда попасть на одну из 15 барок и насладиться легкой и праздничной музыкой Генделя.
«Лаборатория современного зрителя», посвященная событию, начнет работу за пять дней до него. Участников «Лаборатории» ждут хоровой мастер-класс «Бах для всех» под руководством Виталия Полонского, лекции ведущих специалистов в области творчества композитора и западно-европейского искусства. Напомним, занятия «Лаборатории» проходят бесплатно, некоторые из них требуют наличия билета на концерт.