В конце октября в столице Венгрии — Будапеште, состоялась очередная конференция международной ассоциации Opera Europa. С докладом о взаимодействии Оперы и Балета на примере российского театра и с презентацией оперного проекта «Фиделио» на конференции побывал художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.
В течение трех дней руководители ведущих оперных театров Европы обсуждали актуальные вопросы, делились мыслями по поводу современного состояния оперного искусства и его перспектив. Одни из ключевых круглых столов конференции был посвящен сосуществованию и совместной работе оперных и балетных трупп в одном театре. В качестве содокладчиков выступали руководитель балета Парижской национальной оперы Брижит Лефевр, бывший административным директором балета Ковент-Гарден Энтони Рассел-Робертс и художественный руководитель Пермского театра Георгий Исаакян.
«Обсуждались различные модели сосуществования: с раздельным менеджментом, с единым управлением, с тем какие это вызывает конфликты или дает преимущества, какое время занимает согласование планов, когда каждая труппа существует автономно и какие возникают проблемы, когда все труппы существуют как едины театральный организм. Я достаточно подробно рассказывал о нашем опыте и об истории театра. В противовес Европе, где жанром ?1 считается опера, и самые дорогие спектакли, и самые высокие гонорары в опере, я долго объяснял, что в России все наоборот. Коллеги были потрясены, оказалось, большинство из них этого и не подозревало, — рассказал Георгий Исаакян. — Очень возбудило и вдохновило наших коллеги то, что балетное искусство в России находится в совершенно ином, привилегированном положении и имеет другое значение в глазах общества, нежели на Западе, где это всего лишь вторая сторона театра, где царствует опера».
Еще одним вопросом, который вызвал большой интерес собравшихся, оказалась тема взаимоотношения театров с, так называемым, «поколением iPod».
«Я думаю, что это был еще один принципиальный круглый стол. Очень любопытно, что появился новый термин, уже третий. Сначала было поколение Next, затем поколение X и теперь есть поколение iPod — 1990-е, 2000-е и 2010-е. Каждое из этих поколений имеет отличительные черты и каждое из этих поколений сталкивается с традиционной культурой, с академической культурой. И одна из важнейших задач театра, которая всеми осознается, то, что каждое новое поколение не должно отвергаться классической культурой. Одной из миссий театра является вовлечение субкультуры каждого поколения в круг „большой“ культуры», — поделился Георгий Исаакян.
Вопрос взаимоотношений был рассмотрен не только на уровне теорий, европейские театры приводили примеры реального, практического взаимодействия с молодежью. Одним из самых интересных оказался пример Английской Национальной оперы, которой удалось установить доверительный канал связи с молодежной Интернет-аудиторией, создав альтернативный молодежный сайт театра. Показательной оказалась тенденция разработки различных программ лояльности к данной аудитории — проведение молодежных дней, создание любительских постановок или совместное исполнение, что практиковалось и в пермском театре, когда состоялось совместное исполнение с учениками школы ?9 оперы «Князь Игорь».
В один из дней оперного форума состоялась презентация проектов Пермского театра оперы и балета. Настоящий ажиотаж вызвала будущая постановка оперы «Фиделио» Бетховена, премьера которой должна состояться в июле 2010 года в музее политический репрессий «Пермь 36».
«Я не успел доехать до Перми, а в электронном „почтовом ящике“ уже лежали письма от директоров европейских театров с сообщениями о том, что они хотят приехать на премьеру, они бы хотели обсудить возможность сотрудничества и в создании, и в прокате этого проекта», — рассказал Георгий Исаакян.
Конференция Opera Europa стала важным событием для Пермского театра оперы и балета и с точки зрения возникновения важных контактов, которые в будущем могут получить творческое продолжение.
«Речь зашла об авторах, о хореографах, возник ряд интереснейших фамилий, французов, например. Я думаю, что, несмотря на то, что, например, с Парижской оперой у нас свои давние тесные отношения, это было очень важное и полезное общение. А что касается Энтони Рассела-Робертса, то мало того, что он на протяжении 2-х десятков лет фактически руководил балетом Ковент-Гарден, он еще является наследником и распорядителем воли сэра Фредерика Эштона, знаменитого многолетнего артистического директора балета Ковент-Гарден, и с этой точки зрения — вохможность сотрудничества и совместных художественных действий — это тоже важно», — подытожил Георгий Исаакян.