Необычные спектакли прошли в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского 29 февраля и 1 марта. Два дня подряд на сцену вместе с профессиональными артистами выходили 140 пермских школьников для участия в массовых сценах и хоровых партиях в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Это уже четвертое выступление учащихся в рамках уникального проекта «Дети на оперной сцене», который театр организует совместно с пермской средней общеобразовательной школой? 9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла.
Проект стартовал в 2008 году по инициативе педагогов пермской школы? 9, где дети не первый год обучаются по программе «К вершинам музыкального искусства». Раз в неделю на уроках музыки они изучают шедевры мировой музыкальной классики: оперы «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Кармен», «Аида» и другие. Пройденный материал они закрепляют, выступая на главной оперной сцене Пермского края. В 2012 году проект расширил свои рамки: 1 марта в спектакле «Борис Годунов» к учащимся школы ? 9 присоединились ученики пермских школ? 40, ?83 и гимназии? 6. А среди зрителей были ребята еще из двадцати общеобразовательных школ города, заранее изучившие оперу со своими педагогами.
Учебную программу «К вершинам музыкального искусства» придумала и разработала старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования Москвы Марина Красильникова. В начале учебного года 2011/2012 по приглашению Центра развития образования Пермского края она провела семинар-практикум для учителей музыки, познакомив их со своими стратегиями и тактиками знакомства детей с классическим искусством.
Елена Воронова, учитель музыки пермской школы? 9:
— Я перепробовала множество учебных программ по музыкальному воспитанию школьников, но самой результативной оказалась программа «К вершинам музыкального творчества». Цель этого курса — не вывести детей на сцену, а через погружение в музыку и театральное искусство подготовить их как слушателей оперы. Просто когда дети сами исполняют партии, они проживают роли и от этого лучше понимают драматургию либретто и драматургию музыки.
«Борис Годунов» — уже третий спектакль, в котором дети выходят на сцену вместе с профессионалами. Проект открылся оперой «Князь Игорь» Александра Бородина, успех которой стал сенсацией, затем была «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова. Не удивительно, что «Борис Годунов» с участием детей заранее собрал полные залы.
Анатолий Пичкалев, исполнительный директор Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:
— Хочу поблагодарить непосредственных организаторов проекта «Дети на оперной сцене»: сотрудника театра, специалиста по работе с детской аудиторией Анну Слободчикову, учителя музыки школы? 9 Елену Воронову и директоров всех школ-участниц. В театре работает Детская студия, без юных артистов которой сегодня невозможно себе представить целый ряд спектаклей нашего репертуара. Но проект «Дети на оперной сцене» поистине уникальный, потому что он воспитывает заинтересованных слушателей оперы. Ведь для этих ребят участие в спектаклях — эксклюзивное событие, и, я уверен, они это никогда не забудут.
Дмитрий Батин, главный хормейстер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:
— Опера нужна любому культурно развитому человеку. Но нельзя просто привести на спектакль школьника — поход в театр требует определенной подготовки. Нужно рассказывать, показывать, анализировать, учить. Проект как раз ориентирован на это. Школьники изучают оперу не только «снаружи», но и «изнутри», понимая, насколько это интересно.
В ближайшем будущем проект «Дети на оперной сцене» обещает стать еще более масштабным. Школьники, в этот раз присутствовавшие на спектакле в качестве зрителей, выразили желание присоединиться к артистам на сцене. В апреле-мае 2012 года руководство театра и директора пермских школ проведут совещание, на котором составят программу проекта «Дети на оперной сцене» сезона 2012/2013.