Новости Время чтения: 12 мин

Артисты Пермского балета первыми в России станцуют «Свадебку» Иржи Килиана

Юбилейный 140-й сезон Пермский академический театр оперы и балета завершит масштабным проектом. Впервые в России в рамках одного вечера на театральной сцене будут представлены два одноактных балета на музыку Игоря Стравинского — «Свадебка» и «Петрушка». Премьера состоится 21, 22 и 23 июня в 19:00.

В год 130-летия великого композитора знаковые произведения ХХ века будут исполнены в свежем прочтении: «Свадебка» — в хореографии живого классика современного танца, чеха Иржи Килиана, «Петрушка» — в постановке молодого американского хореографа Николо Фонте. Музыкальным руководителем и дирижером проекта выступит Теодор Курентзис.

Эту премьеру Пермский театр оперы и балета приурочил ко дню рождения Игоря Стравинского, который пришелся на 17 июня.

СВАДЕБКА

В 1982 году премьера «Свадебки» в постановке руководителя Нидерландского театра танца/ Nederlands Dans Theater Иржи Килиана стала сенсацией. Килиан возглавлял NDT c 1974 по 1999 год, под его руководством голландская труппа заняла лидирующее положение в танцевальном пространстве Европы. До сих пор еще никому в России хореограф не давал разрешения на постановку своей «Свадебки». Само известие о том, что Иржи Килиан отдал свой знаменитый балет пермякам, уже вызвало большой резонанс среди критиков и балетоманов.

Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ»:

— Килиан неохотно доверяет «Свадебку» чужим труппам, считая ее одним из самых сложных своих спектаклей. Но пермский худрук Алексей Мирошниченко сумел-таки убедить неуступчивого чеха, что его артисты с балетом справятся, и выиграл имиджевый приз: этим летом Пермь станет единственным в мире городом, в котором играется «Свадебка» Иржи Килиана.

Ключевую роль в переговорном процессе, в первую очередь, сыграло мастерство пермских танцовщиков, владеющих стилями разных хореографов, как-то: Петипа, Фокин, Баланчин, Роббинс, Захаров, Ли, Сото, Веджетти, Мирошниченко. Но не только это привлекло внимание маэстро — Иржи Килиан заинтересовался историей появления и развития балетного искусства в Перми, некогда закрытом промышленном городе на карте СССР.

Для подготовки премьеры Фонд Иржи Килиана делегировал в Пермь своих репетиторов: Эльке Шеперс, работающую с женским составом, и Филипа Тейлора, постановщика мужских танцев.

Филипп Тейлор, репетитор-постановщик:

— В первую очередь танцовщики Килиана должны обладать высоким градусом энергии и силы духа. Я имею в виду не ту энергию, которую переживает артист внутри себя, а те волны и импульсы, которые он через движения посылает в зал. Второе — это музыкальность. И третье — владение плечевым корпусом и руками. Килиан много работает именно с этими частями тела. Чтобы было понятнее: рука в балетах Килиана не просто поднимается вверх или вытягивается вперед — ее приводит в движение импульс, идущий из спины.

Музыкальная история «Свадебки» началась в 1912 году, когда Игорь Стравинский задумал хоровую кантату на тексты русских обрядных песен, собранных им в родовом имении Устилуг и в Киеве, однако к реализации идеи он приступил вплотную лишь в 1914-м. Премьера балета в постановке Брониславы Нижинской, хореографа труппы «Русские балеты»/ Ballets Russes Сергея Дягилева, с большим успехом состоялась в 1923 году под управлением дирижера Эрнеста Ансерме в театре «Гэте-лирик»/ Théâtre de la Gaîté.

Постановка Нижинской практически сразу вошла в постоянный репертуар таких театров мира, как Royal Ballet Covent Garden, Stuttgarter Ballett и Opéra de Paris. В то же время партитура, написанная Стравинским, оказалась настолько притягательной, что к ней обращались хореографы и в новых поколениях — маститые и начинающие — как в России, так и на Западе. Достаточно назвать Мориса Бежара, Джерома Роббинса, Иржи Килиана, Анжелена Прельжокажа, Алексея Мирошниченко, Татьяну Баганову и других.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Стравинский стоит особняком в истории ХХ века. Во-первых, это композитор, который тесно сотрудничал с Баланчиным, и они вдвоем определили развитие балета в ХХ веке. Это, можно сказать, второй наиболее результативный творческий тандем после Чайковского-Петипа. У пермской труппы долгое время не было ни одного балета на музыку Стравинского. И я давно мечтал исправить эту ситуацию. И вот в этом сезоне мы приобрели три балета Стравинского: Monumentum pro Gesualdo (хореография Джорджа Баланчина), «Петрушка» (Николо Фонте) и «Свадебка» (Иржи Килиана). «Свадебка» — это характерный Килиан, очень сложный балет на непростую музыку. Это будет наш первый спектакль не в классическом и неоклассическом стиле ballet, а в более демократическом направлении dance.

Партитура Стравинского рассчитана на «ударный» состав инструментов — четыре рояля и перкуссию, а вокальный текст исполняет квартет солистов и хор. На премьеру в 1923 году были приглашены в качестве исполнителей Жорж Орик и Франсис Пуленк. Пермский театр оперы и балета в 2012 году также обратился к услугам широко известных музыкантов — на премьере 21—23 июня за рояли сядут Иван Соколов и Михаил Мордвинов, а также пианисты оркестра пермского театра Александр Осминин и Оксана Пислегина. Вместе с хором MusicAeterna выступят солистки Пермской оперы — Надежда Кучер (сопрано), Наталья Буклага (меццо-сопрано), и приглашенные звезды: Станислав Леонтьев (тенор) и Дмитрий Ульянов (бас).

На время «Свадебки» четыре рояля будут установлены в партере, для этого из зала будут вынесены шесть первых рядов. Перестановки зрители обнаружат после антракта — «Свадебка» будет исполнена во втором отделении хореографического вечера. А в первом отделении зрителей ожидает балет «Петрушка» в постановке молодого американского хореографа Николо Фонте.

ПЕТРУШКА

Со времен «Петрушки» в постановке Михаила Фокина, премьера которой состоялась в 1911 году в парижском «Театре Шатле»/ Théâtre du Châtelet, мало кто из хореографов посягал на партитуру Игоря Стравинского. Хореография Фокина, созданная с учетом уникальных психофизических данных и непревзойденного таланта Вацлава Нижинского, лучшего танцовщика труппы Сергея Дягилева и одной из величайших балетных легенд ХХ века, считается канонической, и только спустя сто лет американский хореограф Николо Фонте предпринял попытку пересмотреть этот канон.

Фонте подчеркнуто — современной танцевальной лексикой и сдержанной сценографией — дистанцировался от версии Фокина, стилизованной под русский ярмарочный балаганный театр. Тем не менее два балета перекликаются. Герои, по сути, остались прежними, да и внутренний сюжет, как и в фокинской версии, построен на развитии темы свободы и власти. Спектакль Фонте так же отражает проблемы глобального XXI века, как первый балет передавал дух времени начала XX века. Но если на фокинской премьере парижане, тепло принявшие спектакль, предпочли увидеть за образом Фокусника самого импресарио Дягилева, то в современной трактовке Фокусник скорее олицетворяет собой собирательный образ политического лидера, который скрывается за маской. Маска — ключевой элемент реквизита в этом балете.

Николо Фонте, хореограф балета «Петрушка»:

— Маска — это метафора слепого подчинения, ленивого, удобного, полусонного существования. Вот почему, когда Петрушка понимает, что может освободиться от нее, это придает ему столько энергии. Фокусник — это тот, для кого маска является инструментом манипуляции, и, когда ее с него срывают, он лишается своей силы. Это похоже на сюжет из сказки Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля». Каждый в итоге понимает, что может сказать: «Да ведь король-то голый», — и скинуть с себя маску долой.

Осенью 2011-го Фонте поставил «Петрушку» в Oregon Ballet Theatre (Портленд) и практически сразу после этого приступил к работе с пермской труппой. Его заинтересовало предложение руководителя Пермского балета Алексея Мирошниченко, который, не дожидаясь американской премьеры «Петрушки», заранее пригласил Фонте в Пермь.

Алексей Мирошниченко:

— Сработал фактор того, что «Петрушку» не ставили уже последние лет сорок. Настолько уже сложился неоспоримый визуальный и хореографический стереотип, что «Петрушка» — это ярмарочный балаган и оживающие куклы. А Николо Фонте — это хореограф, который ставил на многих ведущих сценах мира. И было понятно, что ниже определенного уровня спектакль не опустится. Мастерство Фонте служило гарантией успешной реализации наших планов. К тому же, Николо Фонте — это направление «постфорсайта». В преддверии премьеры Уильяма Форсайта The Second Detail в ноябре следующего сезона очень полезно показать публике именно «постфорсайтовский» стиль.

Начиная подготовку к премьере «Свадебки», руководство Пермского академического театра оперы и балета понимало, что играть один балет с четырьмя роялями — дорогое удовольствие, и позволить себе это можно только по большому юбилейному поводу. В данном случае, тройному: в 2012 году Пермская опера дает 140-й сезон, 140 лет исполнилось со дня рождения великого импресарио Сергея Дягилева, под руководством которого состоялась премьера «Свадебки» в 1923 году, и 130 лет композитору Игорю Стравинскому. Специально по такому случаю театр заказал известному российскому композитору Владимиру Николаеву сочинение на фольклорную тему, по оркестровке совпадающее со «Свадебкой» Стравинского. Концертная премьера «Геревеня», предназначенного также для четырех роялей, перкуссии, хора и солистов, состоялась с триумфом на Дягилевском фестивале-2012.

Уже в ноябре 2012 года Пермский театр оперы и балета совместно с труппой «Киев модерн-балет» готовится представить премьеру «Геревеня» в постановке знаменитого хореографа Раду Поклитару. Премьера состоится в один вечер со «Свадебкой».

Главная Журнал Артисты Пермского балета первыми в России станцуют «Свадебку» Иржи Килиана