Из двух балетов только «Геревень» будет исполнен впервые — премьера «Свадебки» состоялась в Перми в июне 2012-го, под занавес прошлого сезона.
Однако в данном случае речь идет именно о премьере проекта.
«Геревень» был написан по заказу Пермского театра оперы и балета, который поставил перед Владимиром Николаевым задачу — создать произведение для четырех роялей и ансамбля ударных инструментов, с партиями для хора и солистов. Суть заказа заключалась в том, чтобы в пандан к «Свадебке» Стравинского появилось новое сочинение на фольклорную тему, оркестровка которого совпадала бы с партитурой великого композитора. Дело в том, что Пермский театр готовился не только к концертному исполнению «Свадебки» в рамках Дягилевского фестиваля-2012, но и к сценическому воплощению этого шедевра в хореографии легендарного Иржи Килиана.
Мировая премьера «Геревеня» в концертной версии состоялась в мае 2012 года, на Дягилевском фестивале, под управлением дирижера Теодора Курентзиса. В текущем сезоне амбициозный проект будет представлен в том виде, каким его задумал театр: «Свадебка» и «Геревень» будут исполняться в один вечер, а на сцене артистов Пермского балета, танцующих хореографию Килиана, сменит труппа театра «Киев модерн-балет», которая исполнит «Геревень». «Свадебка» поставлена при творческой поддержке и с разрешения Фонда Иржи Килиана, «Геревень» является копродукцией Пермского театра оперы и балета и театра «Киев модерн-балет».
Необычное слово «Геревень» не имеет определений ни в русском, ни в украинском, ни в каком-либо другом языке. Его придумал композитор Владимир Николаев, написав либретто на основе сочиненного им квазиязыка.
Владимир Николаев, композитор, автор музыки к балету «Геревень»:
— Я очень долго ломал голову над тем, что взять за основу литературного текста. Мне не хотелось использовать уже существующий народный материал — мне казалось, он будет меня слишком сильно сковывать. Я перебрал очень много стихов: от поэтов начала ХХ века до Дмитрия Пригова. Но, в конце концов, пришел к выводу, что мне хочется создать собственный текст на основе квазиязыка. Публика услышит фонемы и даже отдельные фразы, которые, с одной стороны, вроде бы ничего не означают, но с другой — вызывают различные ассоциации и направляют восприятие слушателей.
Садясь за работу, я изначально понимал, что мое сочинение будет идти вторым отделением после «Свадебки» Стравинского. Поэтому для меня было важно, чтобы оба произведения — классическое и то, что еще не написано, — составляли некое целое, но чтобы они ни в коем случае не дублировали друг друга. Понятно, что соревноваться со Стравинским на его стилистическом поле было бы просто глупо. Тем более мне самому хотелось, что называется, «самовыразиться» в этой работе. В результате то произведение, которое у меня получилось, как мне кажется, достаточно контрастно по отношению к «Свадебке», и вместе с тем в нем очень легко прочитываются какие-то вещи, которые сближают обе партитуры. Это не только совпадающий состав музыкальных инструментов, но и некоторые стилистические моменты.
contemporarydance
Участие в новом проекте Пермского театра оперы и балета для Раду Поклитару стало подарком: представление его хореографии рядом с балетом Иржи Килиана — тот случай, когда на равных встречаются мастер и ученик.
Раду Поклитару, автор либретто и хореограф-постановщик балета «Геревень»:
— Если говорить о кумирах, то есть о людях, которые во многом определили меня как хореографа (не в прямом, конечно, смысле, потому что невозможно стать самостоятельным хореографом, подражая кому-то) и сформировали способ моего творческого мышления, то Килиан стоит на втором месте в моем личном мировом рейтинге великих хореографов (номером один для меня многие годы был и остается Матс Эк).
«Геревень» я поставил за 17 дней. Это абсолютный рекорд для меня, потому что я очень медленный хореограф. Я обычно ставлю не больше одной минуты в день. А тут мы шли очень хорошими темпами, потому что музыка Николаева невероятно выразительна, и она мне помогала на 250%. В самой музыке заложено столько образности, что мне нужно было всего-навсего подобрать к ней правильный пароль, правильный код — и хореография возникала.
Синопсис своего балета Раду Поклитару разбил на главы: 1) Рождение человечества; 2) Мужчины и женщины; 3) Он и Она; 4) Дитя; 5) Дорога; 6) Одиночество.
Сценографию спектакля придумал украинский художник, монументалист и символист Андрей Злобин (сайт художника), на протяжении многих лет постоянно сотрудничающий с Раду Поклитару и театром «Киев модерн-балет».
Андрей Злобин, художник-постановщик балета «Геревень»:
В названии балета заключено много смыслов, поэтому для оформления я выбрал стиль, близкий символистическому минимализму, или конструктивизму. В сценографии есть объекты, которые являются глубокими символами, очень плотными метафорами: дорога, ворота, колеса, языки пламени… По отдельности они узнаваемы. Но мне хотелось объединить их и создать некий третий образ, еще более сложную метафору. Это не что-то конкретное — скорее настроение, эмоция, душевное волнение, которое мы хотим передать зрителю. Вообще, Раду очень хотел, чтобы спектакль получился монохромным. Нужен был цвет, но припрятанный. Как будто праздник прошел, давно, но что-то еще осталось…
Декорации «Геревеня» были созданы в цехах Пермского театра оперы и балета, костюмы, придуманные художницей Анной Ипатьевой (сайт художницы), шились в Киеве. Основной репетиционный период премьеры прошел также в Киеве. В Пермь труппа Раду Поклитару прибудет 9 октября, чтобы освоиться на сцене и отрепетировать с музыкантами под управлением дирижера из Новосибирска Петра Белякина, который на протяжении нескольких лет выступает ассистентом дирижера Теодора Курентзиса или, как в данном проекте, заменяет музыкального руководителя постановки за пультом.
Брак высокого качества») и «Газеты.ру» (Майя Крылова, «Босые и великие»).
В год 130-летия Игоря Стравинского Пермский театр оперы и балета представил в свежем прочтении два знаковых для ХХ века произведения и приурочил премьеру ко дню рождения великого композитора. Успех премьеры был внушительным, что отметили критики «Коммерсанта» (Татьяна Кузнецова, «Подробнее о спектакле «Свадебка» — об истории создания музыки, балета, с комментариями репетиторов Фонда Иржи Килиана, вы можете узнать из пресс-релиза, опубликованного на сайте Пермского театра оперы и балета
Оба произведения, «Свадебка» и «Геревень», рассчитаны на «ударный» состав инструментов — четыре рояля и перкуссию, а вокальный текст исполняет квартет солистов и хор MusicAeterna. В июне на время «Свадебки» четыре рояля были установлены в партере, для этого из зала были вынесены шесть первых рядов. Однако в этот раз, благодаря введенным в эксплуатацию в начале 141-го сезона механизмам, позволяющим поднимать и опускать пол оркестровой ямы до уровня сцены, все музыканты разместятся в яме.
За рояли сядут известные пианисты Иван Соколов и Михаил Мордвинов, а также солисты оркестра пермского театра Александр Осминин и Оксана Пислегина. Сольные вокальные партии исполнят: в «Свадебке» — Надежда Кучер (сопрано), Наталья Буклага (меццо-сопрано), Станислав Леонтьев (тенор) и Василий Коростелев (бас); в «Геревене» — Елена Юрченко (сопрано), Асия Рахматуллина (меццо-сопрано), Евгений Воробьев (тенор) и Василий Коростелев (бас).