30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, на сайте Пермской оперы появится полная видеозапись оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио». Единственную оперу Бетховена показали 3 июля 2010 года в Музее истории политических репрессий «Пермь-36».
Территория музея стала декорацией драматической истории о Леоноре, которая выдает себя за охранника тюрьмы и спасает своего мужа Флорестана от смерти в заключении. Наблюдая за перипетиями сюжета, публика проходила через оба участка бывшей ГУЛАГовской зоны — строгого и особого режима. Время действия английский режиссер Майкл Хант изменил и перенес в начало XIX века. Героями сделал политических заключенных всех на свете режимов. По замыслу режиссера, каждый из зрителей должен прочувствовать, что такое тюрьма: посмотреть спектакль одновременно могли только 250 человек (по количеству заключенных, содержавшихся в каждом из бараков), а до места действия их сопровождали надсмотрщики.
Провозглашающая триумф истины над тиранией история «Фиделио» во многом созвучна реальному опыту людей, которые находились в «Перми-36» в заключении. Спектакль в этой трактовке предстанет как отражение прошлого и предупреждение будущим поколениям, по мнению международной постановочной группы. В нее вошли художественный руководитель проекта «Опера/ГУЛАГ» Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант (Великобритания), музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, сценограф Шарлотт Скин Кетлинг (Великобритания), художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва) и сотни исполнителей, среди которых солисты, артисты хора, миманса, статисты и симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета.
Спектакль был назван главным оперным событием 2010 года по версии национальной всероссийской газеты «Музыкальное обозрение»:
«Несомненные достоинства постановки — это великолепная работа оркестра (дирижёр В[алерий] Платонов), хора (хормейстер В[ладимир] Никитенков), солистов (Фиделио — И[рина] Крикунова и Е[катерина] Орлова, Флорестан — В[иктор] Компанеев, П[авел] Полянинов, Пизарро — В[ладимир] Тайсаев, А[лександр] Агапов). Именно благодаря им на месте трагических событий недавнего прошлого по-особому прозвучала гениальная музыка Бетховена. Прозвучала как луч света, пронзающий тьму и дарящий надежду. Это своего рода очищение музыкой. И покаяние».
Кроме того, постановка была отмечена Краевой премией в области культуры и искусства за 2010 год.
Одна из премьер 144-го сезона также будет связана с темой несвободы. В мае 2016-го зрителям будет представлена мировая премьера партитуры сочинения для хора и камерного оркестра на стихи французских и русских заключенных. «Тристия» была написана композитором Филиппом Эрсаном по заказу Пермского театра оперы и балета. Название цикла отсылает к заглавию сборника стихов Осипа Мандельштама Tristia (1922), которое в свою очередь является аллюзией на «Скорбные элегии» Овидия. В русскоязычную часть вошли тексты как профессиональных писателей — есть среди них и Мандельштам, который попал в ссылку за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...» и умер в тюремном лагере, — так и наивных поэтов-самоучек, пишущих о любви к девушкам, ждущим их на воле.