05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    04
  • Ноябрь
  • Декабрь
29.10.2015
«Фиделио» онлайн

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, на сайте Пермской оперы появится полная видеозапись оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио». Единственную оперу Бетховена показали 3 июля 2010 года в Музее истории политических репрессий «Пермь-36».

Территория музея стала декорацией драматической истории о Леоноре, которая выдает себя за охранника тюрьмы и спасает своего мужа Флорестана от смерти в заключении. Наблюдая за перипетиями сюжета, публика проходила через оба участка бывшей ГУЛАГовской зоны — строгого и особого режима. Время действия английский режиссер Майкл Хант изменил и перенес в начало XIX века. Героями сделал политических заключенных всех на свете режимов. По замыслу режиссера, каждый из зрителей должен прочувствовать, что такое тюрьма: посмотреть спектакль одновременно могли только 250 человек (по количеству заключенных, содержавшихся в каждом из бараков), а до места действия их сопровождали надсмотрщики.

Провозглашающая триумф истины над тиранией история «Фиделио» во многом созвучна реальному опыту людей, которые находились в «Перми-36» в заключении. Спектакль в этой трактовке предстанет как отражение прошлого и предупреждение будущим поколениям, по мнению международной постановочной группы. В нее вошли художественный руководитель проекта «Опера/ГУЛАГ» Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант (Великобритания), музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, сценограф Шарлотт Скин Кетлинг (Великобритания), художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва) и сотни исполнителей, среди которых солисты, артисты хора, миманса, статисты и симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета.

Спектакль был назван главным оперным событием 2010 года по версии национальной всероссийской газеты «Музыкальное обозрение»:

«Несомненные достоинства постановки — это великолепная работа оркестра (дирижёр В[алерий] Платонов), хора (хормейстер В[ладимир] Никитенков), солистов (Фиделио — И[рина] Крикунова и Е[катерина] Орлова, Флорестан — В[иктор] Компанеев, П[авел] Полянинов, Пизарро — В[ладимир] Тайсаев, А[лександр] Агапов). Именно благодаря им на месте трагических событий недавнего прошлого по-особому прозвучала гениальная музыка Бетховена. Прозвучала как луч света, пронзающий тьму и дарящий надежду. Это своего рода очищение музыкой. И покаяние».

Кроме того, постановка была отмечена Краевой премией в области культуры и искусства за 2010 год.

Одна из премьер 144-го сезона также будет связана с темой несвободы. В мае 2016-го зрителям будет представлена мировая премьера партитуры сочинения для хора и камерного оркестра на стихи французских и русских заключенных. «Тристия» была написана композитором Филиппом Эрсаном по заказу Пермского театра оперы и балета. Название цикла отсылает к заглавию сборника стихов Осипа Мандельштама Tristia (1922), которое в свою очередь является аллюзией на «Скорбные элегии» Овидия. В русскоязычную часть вошли тексты как профессиональных писателей — есть среди них и Мандельштам, который попал в ссылку за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...» и умер в тюремном лагере, — так и наивных поэтов-самоучек, пишущих о любви к девушкам, ждущим их на воле.

поиск