26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
29.10.2015
«Фиделио» онлайн

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, на сайте Пермской оперы появится полная видеозапись оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио». Единственную оперу Бетховена показали 3 июля 2010 года в Музее истории политических репрессий «Пермь-36».

Территория музея стала декорацией драматической истории о Леоноре, которая выдает себя за охранника тюрьмы и спасает своего мужа Флорестана от смерти в заключении. Наблюдая за перипетиями сюжета, публика проходила через оба участка бывшей ГУЛАГовской зоны — строгого и особого режима. Время действия английский режиссер Майкл Хант изменил и перенес в начало XIX века. Героями сделал политических заключенных всех на свете режимов. По замыслу режиссера, каждый из зрителей должен прочувствовать, что такое тюрьма: посмотреть спектакль одновременно могли только 250 человек (по количеству заключенных, содержавшихся в каждом из бараков), а до места действия их сопровождали надсмотрщики.

Провозглашающая триумф истины над тиранией история «Фиделио» во многом созвучна реальному опыту людей, которые находились в «Перми-36» в заключении. Спектакль в этой трактовке предстанет как отражение прошлого и предупреждение будущим поколениям, по мнению международной постановочной группы. В нее вошли художественный руководитель проекта «Опера/ГУЛАГ» Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант (Великобритания), музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, сценограф Шарлотт Скин Кетлинг (Великобритания), художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва) и сотни исполнителей, среди которых солисты, артисты хора, миманса, статисты и симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета.

Спектакль был назван главным оперным событием 2010 года по версии национальной всероссийской газеты «Музыкальное обозрение»:

«Несомненные достоинства постановки — это великолепная работа оркестра (дирижёр В[алерий] Платонов), хора (хормейстер В[ладимир] Никитенков), солистов (Фиделио — И[рина] Крикунова и Е[катерина] Орлова, Флорестан — В[иктор] Компанеев, П[авел] Полянинов, Пизарро — В[ладимир] Тайсаев, А[лександр] Агапов). Именно благодаря им на месте трагических событий недавнего прошлого по-особому прозвучала гениальная музыка Бетховена. Прозвучала как луч света, пронзающий тьму и дарящий надежду. Это своего рода очищение музыкой. И покаяние».

Кроме того, постановка была отмечена Краевой премией в области культуры и искусства за 2010 год.

Одна из премьер 144-го сезона также будет связана с темой несвободы. В мае 2016-го зрителям будет представлена мировая премьера партитуры сочинения для хора и камерного оркестра на стихи французских и русских заключенных. «Тристия» была написана композитором Филиппом Эрсаном по заказу Пермского театра оперы и балета. Название цикла отсылает к заглавию сборника стихов Осипа Мандельштама Tristia (1922), которое в свою очередь является аллюзией на «Скорбные элегии» Овидия. В русскоязычную часть вошли тексты как профессиональных писателей — есть среди них и Мандельштам, который попал в ссылку за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...» и умер в тюремном лагере, — так и наивных поэтов-самоучек, пишущих о любви к девушкам, ждущим их на воле.

поиск