1 декабря в 19:00 на сцене Большого зала Пермской филармонии состоится концерт Большого симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета под управлением Артема Абашева, номинанта на премию «Золотая маска». В программе — сочинения русского композитора рубежа XIX—XX вв., новатора, символиста Александра Скрябина.
В первом отделении публику ждет сюрприз — дирижер Артем Абашев выступит в качестве солиста: он сядет за рояль и исполнит Концерт для фортепиано с оркестром Скрябина. При этом оркестр будет ориентироваться на солиста — по аналогии с Персимфа́нсом[1], коллективом-первооткрывателем исполнения симфонической музыки без дирижера.
Для своего практически первого обращения к оркестровой музыке Скрябин выбрал ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта — фа-диез минор, тональность ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Наряду с Концертами Чайковского и Рахманинова, сочинение Скрябина считается одним из высших достижений русской музыки в этом жанре.
Артем Абашев, дирижер Пермского театра оперы и балета, пианист:
— Это исполнение будет первым в Перми: у нас никто еще не играл без дирижера это сложное произведение — Концерт для фортепиано с оркестром Александра Скрябина. Музыкантам предстоит непростая задача: они, кроме своих партии, должны буквально наизусть знать партию фортепиано, помнить все нюансы и тонкости, чтобы точно мне аккомпанировать. Ну а публике, определенно, предстоит новый опыт слушания: эмоциональный накал во время исполнения Концерта обещает быть сильным.
Эмоциональность связана и с особенностями музыкального материала: творчество Скрябина называют « созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX века».
Во втором отделении слушателям представят Симфонию № 3 Скрябина, известную также как «Божественная поэма». «"Божественная поэма" представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного "я")» — написала Татьяна Шлетцер в авторизованной композитором литературной аннотации к произведению.
Артем Абашев:
— В этом произведении я хочу предложить аудитории не следовать этой программе симфонии буквально, а постараться найти свой смысл. Это, возможно, будет проще, чем кажется: несмотря на сложную полифоничность музыки Скрябина, ее удивительно легко слушать — благодаря таланту мелодиста композитора.