26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
19.01.2016
Сказки Матушки гусыни и соло для маримбы: в Пермской опере прозвучат произведения Равеля, Сежурне и Франка

24 января состоится концерт Большого симфонического оркестра Пермской оперы под управлением Валентина Урюпина. В программе — сюита Мориса Равеля «Матушка-гусыня», Симфония ре минор Сезара Франка и Концерт для маримбы с оркестром Эммануэля Сежурне. Солистом выступит приглашенный перкуссионист Андрей Волосовский.

Все три произведения концерта принадлежат французским композиторам XIX—XX веков, так или иначе обращавшихся в своем творчестве к фольклору: как литературному (как в «Матушке-гусыне»), так и музыкальному (мелодии из Симфонии ре минор Франка или использование маримбы в Концерте Сежурне).

27 января (14 по старому стилю) 1912, 104 года назад, — почти юбилей! — в России состоялась премьера оркестрованной сюиты Мориса Равеля, которая, по словам композитора, должна «воссоздать поэзию детства». Музыкальные сказки Матушки-гусыни связаны с давней традицией французского фольклора: именно сказочнице, изображавшейся с гусиными лапками,  приписывались многие народные сказки, чем и воспользовался Шарль Перро, издавший первый сборник обработок «Сказок Матушки-гусыни». В сюите пять пьес со сказочными сюжетами — «Павана Спящей красавицы», длиной всего в 20 тактов, «Мальчик-с-пальчик» с узнаваемыми птичьими голосами флейт, «Дурнушка, императрица пагод», построенная на характерном звукоряде без полутонов, «Разговоры Красавицы и Чудовища», изображаемые диалогом кларнета и контрфагота, и «Волшебный сад», в котором слышны звуки челесты.

Валентин Урюпин, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Морис Равель свою светлую, пленительную сказку «Матушка-гусыня» написал сразу же после страшной сказки «Ночной Гаспар». И в «Матушке-гусыне» чувствуются отголоски страшной сказки. Если вы читали не адаптированного для современного ребенка оригинального Перро (его сказками вдохновлены три из пяти пьес сюиты), то вы поймете, о чем я говорю.

Для меня встреча с «Матушкой-гусыней» — это встреча с собственным детским отражением в зеркале посреди пустой комнаты. Нет ничего более прекрасного и страшного одновременно. Какой ты стал? Какой ты был? Что в тебе изменилось за эти годы — а вдруг ты потерял больше, чем приобрел? В музыкальной сказке Равеля есть и эти вопросы тоже.

Волшебную атмосферу концерта поддержит маримба — ударный музыкальный инструмент, появившийся в XX веке, родственник ксилофона, с характерным узнаваемым экзотичным звуком. Нечасто звучат произведения, где этому инструменту отводится ведущая роль. Перкуссионист Андрей Волосовский с Большим  симфоническим оркестром Пермского оперного исполнит Концерт для маримбы и струнного оркестра (2005) Эммануэля Сежурне. Специально для этого концерта в Пермь привезут большую маримбу.

А фольклорные французские мотивы — возможно подлинная старинная бретонская песня — прозвучат в Симфонии ре минор Сезара Франка. Она не только самое значительное произведение композитора, но и причисляется экспертами к лучшим творениям в этом жанре и называется величайшим достижением французского симфонизма.

Валентин Урюпин, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— В нашей сегодняшней программе мы представляем три пласта французской музыки. Надо сказать, что Франция в контексте мировой музыки — это такое «государство в государстве», от Рамо и до Дютийё в ней есть что-то неуловимо общее, некие архетипы. Французская музыка всегда узнаваема, но в этой программе мы нашли некое многообразие в единстве.

За час до начала спектакля зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

поиск