27 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
01 октября 2022
02 октября 2022
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Сентябрь
    26
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
19.01.2016
Сказки Матушки гусыни и соло для маримбы: в Пермской опере прозвучат произведения Равеля, Сежурне и Франка

24 января состоится концерт Большого симфонического оркестра Пермской оперы под управлением Валентина Урюпина. В программе — сюита Мориса Равеля «Матушка-гусыня», Симфония ре минор Сезара Франка и Концерт для маримбы с оркестром Эммануэля Сежурне. Солистом выступит приглашенный перкуссионист Андрей Волосовский.

Все три произведения концерта принадлежат французским композиторам XIX—XX веков, так или иначе обращавшихся в своем творчестве к фольклору: как литературному (как в «Матушке-гусыне»), так и музыкальному (мелодии из Симфонии ре минор Франка или использование маримбы в Концерте Сежурне).

27 января (14 по старому стилю) 1912, 104 года назад, — почти юбилей! — в России состоялась премьера оркестрованной сюиты Мориса Равеля, которая, по словам композитора, должна «воссоздать поэзию детства». Музыкальные сказки Матушки-гусыни связаны с давней традицией французского фольклора: именно сказочнице, изображавшейся с гусиными лапками,  приписывались многие народные сказки, чем и воспользовался Шарль Перро, издавший первый сборник обработок «Сказок Матушки-гусыни». В сюите пять пьес со сказочными сюжетами — «Павана Спящей красавицы», длиной всего в 20 тактов, «Мальчик-с-пальчик» с узнаваемыми птичьими голосами флейт, «Дурнушка, императрица пагод», построенная на характерном звукоряде без полутонов, «Разговоры Красавицы и Чудовища», изображаемые диалогом кларнета и контрфагота, и «Волшебный сад», в котором слышны звуки челесты.

Валентин Урюпин, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Морис Равель свою светлую, пленительную сказку «Матушка-гусыня» написал сразу же после страшной сказки «Ночной Гаспар». И в «Матушке-гусыне» чувствуются отголоски страшной сказки. Если вы читали не адаптированного для современного ребенка оригинального Перро (его сказками вдохновлены три из пяти пьес сюиты), то вы поймете, о чем я говорю.

Для меня встреча с «Матушкой-гусыней» — это встреча с собственным детским отражением в зеркале посреди пустой комнаты. Нет ничего более прекрасного и страшного одновременно. Какой ты стал? Какой ты был? Что в тебе изменилось за эти годы — а вдруг ты потерял больше, чем приобрел? В музыкальной сказке Равеля есть и эти вопросы тоже.

Волшебную атмосферу концерта поддержит маримба — ударный музыкальный инструмент, появившийся в XX веке, родственник ксилофона, с характерным узнаваемым экзотичным звуком. Нечасто звучат произведения, где этому инструменту отводится ведущая роль. Перкуссионист Андрей Волосовский с Большим  симфоническим оркестром Пермского оперного исполнит Концерт для маримбы и струнного оркестра (2005) Эммануэля Сежурне. Специально для этого концерта в Пермь привезут большую маримбу.

А фольклорные французские мотивы — возможно подлинная старинная бретонская песня — прозвучат в Симфонии ре минор Сезара Франка. Она не только самое значительное произведение композитора, но и причисляется экспертами к лучшим творениям в этом жанре и называется величайшим достижением французского симфонизма.

Валентин Урюпин, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— В нашей сегодняшней программе мы представляем три пласта французской музыки. Надо сказать, что Франция в контексте мировой музыки — это такое «государство в государстве», от Рамо и до Дютийё в ней есть что-то неуловимо общее, некие архетипы. Французская музыка всегда узнаваема, но в этой программе мы нашли некое многообразие в единстве.

За час до начала спектакля зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

поиск